Владимир Барсуков дочитал дело о тамбовском ОПС
Материалы расследования будут направлены в прокуратуру
Авторитетный санкт-петербургский бизнесмен Владимир Барсуков (Кумарин), ранее осужденный за рейдерство, вымогательство и организацию покушения на фактического владельца Санкт-петербургского нефтяного терминала (ПНТ) Сергея Васильева, а также его защитники подписали документы о завершении ознакомления с материалами очередного уголовного дела — о создании так называемого тамбовского преступного сообщества (ОПС), за которым Следственный комитет России (СКР) числит серию силовых захватов санкт-петербургских предприятий в 2005–2006 годах. Защитники обвиняемого рассчитывают, что уже в июле уголовное дело попадет в Куйбышевский райсуд Санкт-Петербурга. Однако пока неизвестно, пройдет ли судебный процесс в Москве, как и по предыдущим делам Владимира Барсукова, или в Санкт-Петербурге.
Как сообщил “Ъ” адвокат Сергей Афанасьев, представляющий интересы Владимира Барсукова, днем 29 июня в СКР были подписаны документы о том, что предприниматель и его защитники изучили материалы уголовного дела.
Это уже четвертое уголовное дело Владимира Барсукова, оно было возбуждено еще в 2007 году. По версии СКР, Владимир Барсуков и Вячеслав Дроков не позднее 2005 года создали тамбовское ОПС, в деятельность которого в общей сложности было вовлечено около 20 человек. ОПС, как считает следствие, совершило 11 рейдерских захватов и покушений на них. Среди объектов, которыми интересовалось ОПС,— отель «Санкт-Петербург», ЗАО «Игристые вина», ЗАО «Кондитерская фабрика имени Крупской», Санкт-петербургский нефтяной терминал. Следствие оценивает недвижимость, которая фигурирует в этом уголовном деле, в сумму свыше $100 млн.
Хищение того или иного объекта совершалось, согласно материалам уголовного дела, по отработанной схеме: сначала изготовлялись поддельные учредительные документы на захватываемые компании, в которых указывались номинальные учредители и руководители, затем через контролирующие органы вносились изменения в Единый государственный реестр юрлиц. А уже после этого объект, пройдя цепочку фиктивных сделок, выставлялся на продажу. Все эпизоды датируются 2005–2006 годами.
При этом сроки давности, составляющие по данному виду преступлений десять лет, как отметил господин Афанасьев, уже истекли. Однако ходатайство защиты о прекращении уголовного преследования Владимира Барсукова по этим эпизодам мошенничества, поданное в СКР, следствие отказалось удовлетворить.
Сейчас по уголовному делу проходят девять человек, которым предъявлено в совокупности обвинение по ст. 210 (организация или участие в преступном сообществе) и ст. 159 (мошенничество) УК РФ. Добавим, что ранее уже прошли около десяти судебных процессов по делам, которые были выделены в отдельное производство.
Основные следственные действия были завершены еще в 2015 году (см. “Ъ” от 16 февраля 2015 года), позиция Владимира Барсукова, отрицавшего вину, с тех пор не изменилась. Адвокат Сергей Афанасьев считает почти десятилетнее расследование «безумием»: «Следствие вышло за рамки разумных и неразумных сроков. Мой подзащитный все это время сидит в изоляторе, потерпевшие не дождались приговора — по мошенничествам дела надо прекращать по истечению сроков давности».
Теперь уголовное дело о тамбовском ОПС должно быть передано в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Как предполагает господин Афанасьев, уже в июле оно может поступить в Куйбышевский райсуд Санкт-Петербурга. Впрочем, пока неизвестно, будет ли это дело рассматриваться в Санкт-Петербурге, или, как и предыдущие несколько дел авторитетного бизнесмена, Куйбышевский райсуд проведет выездную сессию в Мосгорсуде.
За время следствия Владимир Барсуков успел выиграть иск, предъявленный к России, в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), который согласился с претензиями предпринимателя и присудил ему €15 тыс. (“Ъ” сообщал об этом 7 июня).
Напомним, Владимир Барсуков уже осужден по нескольким уголовным делам к 23 годам колонии.