Наигранному верить
Завершился Московский кинофестиваль
На церемонии закрытия 39-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) вновь прозвучала песня на стихи и музыку официального представителя МИД РФ Марии Захаровой — видимо, это становится традицией ММКФ. А награды фестиваля — тоже традиционно — распределились (и не слишком справедливо) между фильмами о поисках социальной справедливости. Рассказывает Юлия Шагельман.
«Золотого Георгия» получил довольно заурядный, хоть и исполненный гражданской ответственности «Хохлатый ибис», согласно которому в современном Китае три беды: стремительное наступление индустриализации, вызванное им загрязнение окружающей среды и отрыв людей от родных мест. Именно эти вопросы стараются решить главный герой — столичный журналист — и его друзья, оставшиеся в провинции. Происходит это в лучших традициях соцреализма, как борьба хорошего с лучшим, и заканчивается в финале проблеском надежды на то, что все получится.
Видимо, сходными критериями жюри руководствовалось и при выборе лучшей режиссерской работы: награду за нее получил Фикрет Рейхан, автор фильма «Желтая жара» — еще одной сколь безжалостно социальной, столь и безжалостно нудной драмы, на сей раз о невыносимой жизни нелегальных эмигрантов в Турции.
Самый необычный фильм конкурсной программы, волшебный «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, удостоился специального приза жюри. Получать его вышла сыгравшая в этой картине главную роль Светлана Немоляева. Остается только пожалеть, что более весомых наград для картины у жюри фестиваля не нашлось. Фильм Хамдамова получил приз от российских кинокритиков, разделив его с тонкой и глубоко драматичной аргентинской «Историей для Аны», основным жюри полностью проигнорированной. Еще одному российскому участнику — фильму Владимира Котта «Карп отмороженный» — не помогли ни социальная тематика, ни юмор, ни отличные актерские работы: все это оценила только публика (картина получила приз зрительских симпатий).
«Серебряного Георгия» за лучшее исполнение женской роли получила Верена Альтенбергер, сыгравшая в фильме «Лучший из миров». Притом что в конкурсных фильмах были яркие работы Марины Нееловой, Алисы Фрейндлих, Светланы Немоляевой, молодой аргентинской актрисы Исадоры Ардито, жюри довольно неожиданно предпочло им вполне профессиональное, но ничем не выдающееся исполнение роли наркоманки, решившей завязать ради любви к маленькому сыну.
Самой (если не единственной) справедливой наградой фестиваля стал приз за лучшую мужскую роль. Он заслуженно достался корейскому актеру Сон Хён Джу за работу в фильме «Обычный человек», где он сыграл того самого обычного человека, поневоле ставшего героем. Сама картина накануне получила приз жюри NETPAC.
Приз за лучший короткометражный фильм ушел «Скорой помощи» норвежского режиссера Себастиана Торнгрена Вартина. Он, как и турецкий коллега, обратился к теме нелегальной эмиграции — в фильме рассказывается о конфликте между бригадой неотложки и вызвавшими ее румынскими эмигрантами. «Серебряного Георгия» за лучший фильм документального конкурса получила франко-швейцарская лента «Опера» о закулисных буднях Парижской оперы, снятая Жан-Стефаном Броном.
Однако гвоздем церемонии стало вручение почетного приза «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского» Микеле Плачидо. Итальянский актер, памятный российскому зрителю по роли комиссара Каттани, устроил целый перформанс. Он извлек из кармана фотографию Станиславского, рассказал о том, как накануне был в его доме-музее, и признался в горячей любви к русской культуре. А получив награду из рук Никиты Михалкова, подчеркнул, что ему стыдно за то, что Америка и другие страны решили продлить санкции против России, а ему в Москве вручают премию. «Это несправедливо!» — воскликнул актер под бурные аплодисменты зала. Также он заявил, что чувствует себя российским гражданином и надеется, что благодаря великой русской культуре наша страна и Запад наконец смогут установить диалог. Никита Михалков заверил коллегу, что никакие санкции не должны пугать человека, которого в России обожают уже десятилетия. «На все санкции мы ответим творчеством»,— заявил президент ММКФ. И тем занятнее после слов Микеле Плачидо о том, что в культуре следует ориентироваться не на США, а на матушку-Россию, выглядел выбор в качестве фильма закрытия американской картины «Роковое искушение» Софии Копполы.