У опасной черты
Перерастут ли протесты в Венесуэле в военный переворот
Протесты в Венесуэле привели к военному противостоянию. К митингующим впервые присоединились представители силовых структур. Ранее вертолет спецслужб атаковал здание Верховного суда и Министерства внутренних дел. На здания сбросили несколько гранат и обстреляли его из автоматического оружия. Пострадал ли кто-то в результате нападения, неизвестно.
Организатор атак — офицер полиции, имеющий специальную военную подготовку, Оскар Перес. Позже он разместил видео в Instagram, где заявил, что его группировка не относит себя ни к одной политической силе.
«Мы не принадлежим ни к какой группировке. Мы националисты, патриоты и институционалисты. Это не борьба с силами безопасности государства. Это борьба против безнаказанности, которая этим правительством поддерживается, против тирании, против гибели молодых людей, борющихся за свои права».
«Это битва против голода, это борьба за жизнь, за надежду», — добавил Перес. На записанном им видео его лицо открыто, а за спиной полицейского стояли еще четверо военных в масках и с автоматами. После нападения президент Венесуэлы Николас Мадуро вывел на улицы Каракаса бронетехнику и заявил, что до конца будет защищать Боливарианскую республику с оружием в руках.
Грозит ли Венесуэле военный переворот?
Николас Мадуро не сумел сохранить позиции в вооруженных силах, и это может сыграть решающую роль в конфликте, уверен замруководителя Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Дмитрий Бурых: «Если у Уго Чавеса были почти безоговорочная поддержка, высочайший авторитет среди всех силовиков, то у Мадуро их нет, как нет и мощного идеологического воздействия на вооруженные силы, на полицию и спецслужбы. В силовых структурах звучит мнение, что Мадуро не смог обеспечить преемственность курса так называемой «боливарианской революции». Что касается присоединения к противостоянию военных, то та протестная волна, которую поддерживала оппозиция, не давала ожидаемых результатов. По логике развития революционных событий, которые подпитываются не только изнутри, но и извне, волна насилия должна увеличиваться. Некая критическая масса тех жертв, которые уже есть на сегодняшний день, должна перерасти в следующую фазу, вслед за которой обычно следует военный переворот».
На улицах Каракаса сотни протестующих уже несколько месяцев требуют отставки президента и досрочных выборов. Противостояние власти и митингующих началось после попытки Верховного суда ограничить власть оппозиционной Национальной ассамблеи.
Военным сегодня невыгодно выступать против президента, считает эксперт Центра изучения кризисного общества Татьяна Русакова.
Им не на что жаловаться, а поддерживать лагерь оппозиции силовикам небезопасно, подчеркивает эксперт: «Военные в Венесуэле занимают ключевые посты в ведомствах, которые занимаются обеспечением продовольствия. Ими выполняются функции по распределению продуктов в условиях острейшего дефицита. Учитывая то, что люди в форме контролируют сферы, в которых крутятся большие деньги, они связаны с контрабандой, с наркокартелями, у них нет интереса в свержении Николаса Мадуро. Более того, так как они причастны ко многим преступлениям, военные понимают, что как только президент будет свергнут, их ждет суд и, скорее всего, экстрадиция в США. Можно вспомнить судьбу Мануэля Норьеги, президента Панамы, который остаток своей жизни провел в тюрьмах».
Тем временем генеральный прокурор Венесуэлы Луиса Ортега Диас обвинила правительство республики в государственном терроризме и игнорировании прав граждан. После этого Верховный суд заморозил ее счета и запретил выезд из страны. По последним данным, в ходе массовых протестов погибли 77 человек.