ДПМ подошел к финалу
ТГК-1 завершила программу стоимостью 75 млрд рублей
На прошлой неделе ПАО «ТГК-1» запустило модернизированную Электростанцию № 1 Центральной ТЭЦ, повысив надежность энергоснабжения исторического центра Петербурга. Этот проект завершил программу договоров поставки мощности (ДПМ) ТГК-1, в рамках которой энергокомпания ввела 1,7 ГВт новой мощности за более чем 75 млрд рублей. По мнению экспертов, механизм ДПМ, который применялся по всей стране, обеспечил ее большим резервом мощности, но создал высокую нагрузку на потребителей через тарифы.
В минувшую пятницу глава ПАО «Газпром» Алексей Миллер в ходе годового собрания акционеров общества дал команду переключить энергоснабжение зданий исторического центра Петербурга, среди которых Государственный Эрмитаж, Русский Музей, Александринский и Михайловский театры, с устаревшего на новое оборудование Электростанции № 1 (ЭС-1). Она расположена на набережной Обводного канала и является одной из трех старейших городских электростанций, построенных в конце 1890-х годов и входящих в состав Центральной теплоэлектроцентрали. За реконструкцию ЭС-1, которая началась в 2012 году, отвечала ТГК-1, непосредственно подконтрольная ООО «Газпром энергохолдинг». На площадке электростанции компания построила газотурбинную установку (ГТУ) электрической мощностью 100 МВт и тепловой 240 Гкал/ч, а также комплектное распределительное устройство на напряжение 110 кВ для обеспечения выдачи мощности на станции.
«Комплексная модернизация Центральной ТЭЦ позволяет вывести неэффективные устаревшие мощности в центре Петербурга и повысить надежность энергосистемы города в целом. Кроме того, решен вопрос энергодефицита и созданы условия для подключения новых потребителей», — прокомментировал “Ъ” гендиректор ТГК-1 Алексей Барвинок. Так, с вводом новой ГТУ на Обводном канале у ТГК-1 появилась возможность закрыть ряд старых, экологически небезопасных котельных и вывести из эксплуатации Электростанцию № 3 (также в составе Центральной ТЭЦ), чье генерирующее оборудование отработало свой срок. По данным ТГК-1, в зоне обслуживания Центральной ТЭЦ более полумиллиона человек, проживающих в Адмиралтейском, Московском, Фрунзенском и Центральном районах.
Реконструкция ЭС-1 стала финальным проектом ТГК-1 в рамках масштабной программы ДПМ стоимостью около 75 млрд рублей. ДПМ — это механизм, стимулирующий инвестиции в энергетическую отрасль страны, который разработало Минэнерго РФ вместе с некоммерческим партнерством «Совет рынка» в середине «нулевых». Принцип его работы состоит в том, что генерирующие компании вводят новую мощность за собственные деньги в установленный договором срок (нарушая его, компания получает штраф), взамен получая госгарантию оплаты мощности на 10 лет, обеспечивающую возврат капитальных и эксплуатационных затрат и установленный уровень доходности. По данным «Совета рынка», в прошлом году доходность по ДПМ составляла 16,57%.
С 2009 года ТГК-1 ввела порядка 1,7 ГВт новой мощности по ДПМ. Помимо Центральной ТЭЦ в Петербурге, компания построила паросиловые мощности Василеостровской ТЭЦ, парогазовые установки Первомайской, Южной, Правобережной ТЭЦ, а также восемь новых гидроагрегатов Вуоксинского каскада гидроэлектростанций в Ленобласти. «Тех мощностей, что есть у нас сейчас в Петербурге, достаточно для обеспечения всех нагрузок 15-летней перспективы утвержденной схемы теплоснабжения города», — подчеркивает господин Барвинок. Рисков невозврата инвестиций в проекты по ДПМ он не видит.
Проекты ДПМ обеспечивают большие резервы мощности в будущем, но в итоге за них сейчас вынуждены платить все потребители через тарифы на электроэнергию. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что нагрузка на тарифы от этого высока и составляет сотни миллиардов рублей. «По ДПМ строилась новая, более эффективная генерация, которая должна была заместить старую. Но вывод из строя старой генерации затянулся, в итоге потребитель вынужден платить за все сразу», — говорит господин Пикин. Другая проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что потребление электроэнергии в последние годы росло крайне медленно, что не позволяет задействовать все эти резервы.
Управляющий партнер Агентства энергетического анализа Алексей Преснов отмечает, что, помимо огромной дополнительной нагрузки на потребителей, проекты ДПМ во многом исказили рыночные сигналы. «Суть рынка мощности в конкуренции старой и новой генерации, а ДПМ идут на этом рынке “вне конкурса”. Как можно было решать это по другому? Наверное, с учетом неразвитости нашего рынка на середину нулевых — никак. Но, приняв такую программу, нужно было вывести ее за пределы конкурентного рынка, финансируя ее через квазиналоговые сборы. Вроде спецдоговоров Power Purchase Agreement (долгосрочные соглашения о покупке электроэнергии между ее поставщиком и покупателем. — “Ъ”)», — считает господин Преснов.