МВД признало сделки Гознака
Прекращено громкое дело о выводе средств за границу
Как стало известно “Ъ”, следственный департамент МВД прекратил «за отсутствием состава преступления» громкое дело о выводе многомиллионных сумм за рубеж под видом фиктивных сделок по поставке продукции для Гознака. После двух с половиной лет разбирательства следователи признали, что сделки были реальными. Теперь уже бывшие обвиняемые бизнесмены Константин Сергутин и Александр Домрачев могут требовать компенсации материального и морального вреда за незаконное уголовное преследование и 16 месяцев, проведенных под домашним арестом.
Подписав постановление о прекращении уголовного дела, следователь следственного департамента МВД предоставил копию документа господам Сергутину и Домрачеву и разъяснил, что они имеют право на реабилитацию. Одновременно был отменен заочный арест и международный розыск экс-совладельца БВА-банка Владимира Щербакова, которого следователи ранее считали организатором аферы.
Напомним, что о возбуждении громкого уголовного дела и задержании двух подозреваемых МВД сообщило в феврале 2015 года. Представители ведомства тогда рассказали, что была проведена совместная операция следователей, оперативников ГУЭБиПК и сотрудников главного управления по борьбе с контрабандой ФТС, которые контактировали с зарубежными правоохранительными органами, в частности с финансовой разведкой Сингапура. В рамках уголовного дела, возбужденного по ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов в особо крупном размере организованной группой), были задержаны господа Сергутин и Домрачев, которых впоследствии с санкции поместили суда под домашний арест.
Их заподозрили в создании группы, которая за небольшой процент незаконно переводила за рубеж огромные суммы в валюте. По подсчетам полицейских и таможенников, с 2011 года было «прокручено» более 10 млрд руб. Руководителем группы считался экс-совладелец БВА-банка (лишен лицензии осенью 2014 года) Владимир Щербаков, успевший, впрочем, скрыться. Его правой рукой полицейские называли заместителя главы банка Константина Сергутина, возглавлявшего также ОАО «НТЦ “Спецпроект”». Роль непосредственного исполнителя в материалах уголовного дела была отведена господину Домрачеву, который якобы специально создал несколько фирм — ОАО «Технотранссервис Инжиниринг», ЗАО «ТТС-Прогресс» и др., которые участвовали, в частности, в заключении контрактов в интересах ФГУП «Гознак» на поставки из-за рубежа никелевого порошка и акриловой смолы. Эти материалы использовались для производства акцизных марок на алкогольную продукцию. В МВД считали, что продукция поступала из Азии в страны Евросоюза, где цены на нее многократно увеличивались, а позже товар ввозился в Россию по заведомо завышенной стоимости. Впоследствии же, говорилось в уголовном деле, под видом оплаты поставок через ряд московских банков в Сингапур уходили деньги клиентов преступной группы. Кроме того, имелись подозрения о возможном хищении средств Гознака.
Между тем руководители самого Гознака утверждали, что соотношение цены и качества товара их полностью устраивало и никакого ущерба предприятию нанесено не было. В свою очередь, господа Сергутин и Домрачев своей вины категорически не признавали, настаивая на том, что никаких мнимых сделок не было. А адвокаты говорили, что максимум, о чем может идти речь,— возможные налоговые нарушения. Однако ФНС никаких претензий по поводу сделок не предъявляла.
В мае прошлого года оба обвиняемых уже на стадии ознакомления с материалами своего уголовного дела были освобождены судом из-под домашнего ареста. В конце прошлого года обвинительное заключение было отправлено для утверждения в Генпрокуратуру, однако заместитель главы надзорного ведомства Виктор Гринь вернул его для доследования и устранения нарушений закона. Кстати, о причинах этого решения сторона защиты ничего не знала. 23 июня истекал очередной срок следствия. Продлевать его следователь уже не стал, а прекратил дело в отношении всех трех фигурантов с санкции заместителя руководителя следственного департамента МВД Александра Краковского с формулировкой «в связи с отсутствием в деянии состава преступления». При этом днем ранее из уголовного дела были выделены материалы о возможно имевших место хищениях средств Гознака при закупке товаров по завышенным ценам.
Адвокат Константина Сергутина Сергей Парамонов назвал исход следствия долгожданным решением. По его словам, защита неоднократно подавала соответствующие ходатайства следствию, утверждая, что ничего преступного фигуранты дела не совершили, но все доводы адвокатов игнорировались. Господин Парамонов также отметил, что об обстоятельствах, связанных с якобы имевшими место хищениями, было известно еще в начале расследования, но «упор следствием был почему-то сделан именно на возможном выводе валюты за рубеж». «Сейчас мы обсуждаем возможность подачи исков о возмещении вреда, как материального, так и морального, за незаконное уголовное преследование и более чем год, проведенный Константином Сергутиным под домашним арестом»,— добавил господин Парамонов.