«Права человека — это основа учебного процесса»
Мировая практика
Арне Блекманн, заместитель директора гимназии имени Эйнштейна города Кель, Германия:
— У каждой школы Германии, и у нас тоже, есть свои главные принципы, которые базируются на демократических ценностях. Так, школа берет на себя обязательства культивировать между учениками уважение друг к другу, толерантность. Получается, что права человека — это основа учебного процесса. У нас нет отдельного предмета, посвященного правам человека и демократическому гражданству. Но так как эти идеи заложены в принципы школы, они используются везде. Конечно, есть предметы вроде истории, политики, где мы напрямую говорим о правах человека, а на уроке математики это не играет большой роли. Но даже здесь, если вы прочитаете тексты заданий, вы не увидите признаков дискриминации меньшинств. Все находится в контексте толерантности и прав человека.
Попадая в школу, дети подписывают соглашение, что они будут уважать друг друга и не будут никого обижать. Мы помогаем ученикам соблюдать его. Раз в неделю есть занятие для представителей школьного совета. На нем дети учатся выходить из конфликтов и говорить друг с другом вежливо. Есть еще техника с картами для учеников с 5-го по 7-й класс. Карточки разных цветов — красные, желтые, зеленые. На них фразы с аргументами, которые дети могут использовать в диалоге. Цвета обозначают весомость аргументов. На красных карточках очень жесткие фразы, которые могут задеть собеседника. На зеленых — фразы для вежливых просьб, для смягчения конфликта и выхода из него. Когда ученики говорят учителю, что у них есть конфликт, то он достает коробку с картами. И дети общаются друг с другом, используя эти карты. Один говорит: «Я хочу тебе сказать, что я чувствую, используя вот эту карту»,— и зачитывает фразу. Второй поясняет свою позицию с помощью другой карты. В итоге они принимают аргументы друг друга, и в процессе диалога проблема решается. Так ученики понимают, что можно найти устраивающее всех решение.
Мы постоянно проводим мероприятия и проекты, которые учат детей толерантности. Пару лет назад руководство школы приняло решение сделать класс для детей-инвалидов с ментальными и физическими особенностями. У них есть свой кабинет и свои учителя, но тем не менее они включены в школьную жизнь. Еще один пример — мы делали проект «Школа без расизма». У нас есть класс с детьми беженцев, мигрантов, и они рассказывали другим ученикам про свои страны. Мы также обсуждали проблемную ситуацию в Африке.
Мы поддерживаем в учениках стремление к активности через самоуправление. Каждый класс выбирает двух представителей в ученический совет. На совете, который собирается еженедельно, обсуждаются интересующие учеников темы, придумываются мероприятия — необязательно в контексте прав человека. Один или два ученика являются школьными представителями в объединении учеников города, которое уже может влиять на учебный процесс во всех школах.