Юаням предоставят зеленый коридор
РФПИ и Банк развития Китая создают совместный фонд
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Банк развития Китая договорились о создании совместного фонда в юанях для инвестирования в совместные проекты объемом до $10 млрд. На начальной стадии стороны вложат около $1 млрд — по данным “Ъ”, в основном это будет капитал китайских партнеров. Российская сторона надеется, что участие крупного китайского госбанка упростит режим одобрения инвестиций в российские проекты, а также облегчит привлечение финансирования.
РФПИ и Банк развития Китая (China Development Bank, CDB) создают Российско-китайский фонд инвестиционного сотрудничества в юанях объемом до 68 млрд юаней ($10 млрд). Соответствующее соглашение будет подписано сегодня в ходе российско-китайских переговоров в рамках встречи Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, подтвердили “Ъ” в РФПИ. Новый фонд будет работать на базе Российско-китайского инвестфонда (РКИФ, создан РФПИ совместно с China Investment Corporation, CIC), CDB войдет в него через дочернюю компанию China Development Bank Capital.
В свою очередь, капитал РКИФ будет увеличен на $1 млрд за счет равных взносов со стороны РФПИ и CIC, соглашение об этом также будет подписано сегодня (с 2012 года фонд провел 19 сделок общим объемом $1 млрд). Дополнительно до $2 млрд может быть привлечено от новых инвесторов, рассчитывают в фонде. Сейчас РКИФ рассматривает 30 проектов, в ритейле, сельском хозяйстве, производстве продуктов питания, недвижимости и фармацевтике.
На начальной стадии партнеры вложат в новый фонд около $1 млрд, это будут преимущественно деньги CDB и других китайских инвесторов, $10 млрд — общий целевой объем капитала под управлением, рассказал “Ъ” собеседник, знакомый с ходом переговоров. По его словам, инвестстратегия фонда пока прорабатывается. Известно, что приоритетными будут российско-китайские проекты в сферах инфраструктуры, энергетики, транспорта, природных ресурсов и в сельском хозяйстве.
Участие CDB в фонде позволит упростить привлечение кредитов под совместные проекты, рассчитывают российские участники. К тому же собеседники “Ъ” рассчитывают, что запуск фонда станет реализацией ранее заявленной инициативы российской стороны по созданию упрощенного механизма прямого инвестирования китайскими инвесторами в РФ (сейчас, чтобы инвестировать из Китая за рубеж, требуется разрешение особой подкомиссии в Госкомитете по развитию и реформе КНР). Валютные риски будут у инвесторов фонда, однако, по словам собеседника “Ъ”, более интересны будут проекты, где такие риски будут ниже — к примеру, в случае поставок продукции на экспорт в Китай.
Интерес у китайских инвесторов к инвестированию в юанях есть, но многое будет зависеть от готовности к получению капитала в этой валюте, отмечает директор программ Восточной школы Института востоковедения РАН Владимир Невейкин. Сейчас китайские власти легко одобряют инвестиции в такие страны как Австралия, Новая Зеландия, США. Чтобы вложиться в Россию, разрешение получить сложнее, поэтому инвесторы, как правило, совершают сделки через дочерние компании или Гонконг — российский актив оформляется на компанию в Гонконге, а уже эта компания покупается китайским инвестором, поясняет эксперт. Зампред ЕАБР Константин Лимитовский отмечает, что инвестиции в юанях будут интересны в первую очередь горнодобывающей отрасли, которая покупает оборудование в Китае и обратно поставляет им свою продукцию, тогда как для промышленности и инфраструктуры острее стоит проблема поиска «длинных рублей».