Сияющие раны
«Лики Пальмиры» показывают в Италии
Выставка история
Если Пальмиру, ставшую символом злодеяний ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация), а затем и борьбы с ним, представлять не нужно — об этом чуде света знают сегодня и далекие от археологии и искусства люди,— то расположенная на краю Италии (у самой границы со Словенией) Аквилея известна далеко не всем. Тем не менее 2 тыс. лет назад именно там находился важный перекресток торговых путей с Запада на Восток, по которому двигались не только товары, но и идеи и художники. Об этом свидетельствуют находки из археологического заповедника Аквилеи, существующего на месте древнеримского города.
Аквилея тоже жертва варварства, причем, если угодно, эталонного. Прекрасный город, где находилась одна из императорских резиденций, в 452 году разрушил Аттила (уцелевшие жители, скрывшиеся от вождя гуннов на островах адриатической лагуны, основали то, что потом стало Венецианской Республикой). Идея напрашивающихся исторических параллелей (и тут и там, пусть с разницей в полтора тысячелетия, под атакой оказались не только человеческие жизни, но и художественные сокровища) принадлежит директору Фонда Аквилеи — дипломату и почитателю прекрасного Антонио Дзанарди Ланди, чье пребывание на посту посла Италии в России запомнилось музейными гастролями Караваджо и Тициана, Бронзино и Джотто. Вот уже несколько лет Национальный археологический музей Аквилеи осуществляет его проект «Раненая археология», в рамках которого уже состоялись две выставки. Первая была из тунисского Национального музея Бардо, где в марте 2015 года от рук террориста погибли более 20 человек. За ней последовала выставка древних сокровищ из столицы Ирана, что после снятия с этой страны многолетних санкций тоже было очень актуально.
Однако, как подчеркнул Антонио Дзанарди Ланди, задумывая проект «Раненая археология», он имел в виду прежде всего именно Пальмиру. И вот теперь это замысел осуществился. В экспозиции 24 экспоната, большая часть которых — античные памятники из «города пальм», предоставленные Капитолийскими музеями Рима, Ватиканскими музеями, Археологическим музеем Милана, иерусалимским Музеем Святой земли, а также частными коллекционерами. В основном это скульптурные портреты. Тем, кто при слове «Пальмира» представляет себе образцовые эллинистические колоннады, будет особенно любопытно взглянуть на эти экспонаты. Жители (и особенно жительницы) Пальмиры украшали себя на самый эксцентричный лад — браслеты, кольца, драгоценные застежки, иногда по нескольку диадем: римляне того же времени по сравнению с ними кажутся скромными пуританами. На одном рельефе, например, изображена дама, облаченная вроде бы в привычные греческие одежды (хитон и гиматий), но на голове у нее тюрбан, а сверху еще и покрывало, которое придерживает диадема: видно, что Пальмира была «плавильным котлом», местом соприкосновения (которое, увы, не всегда бывает мирным) Запада и Востока.
По словам кураторов выставки Марты Новелло и Кристиана Тиусси, художественная и историческая ценность экспонатов, датированных I–III веками нашей эры, преумножена тем фактом, что впервые все они собраны в едином пространстве. И эта первая с момента освобождения Пальмиры европейская выставка предоставляет возможность увидеть памятники Пальмиры в подлинниках, тем более уникальную, что неизвестно, как еще могут обернуться военные обстоятельства в дальнейшем. Впрочем, как оптимистично заявил “Ъ” присутствующий на презентации выставки ученый-археолог Паоло Маттие, «памятники (Пальмиры.— “Ъ”) хотя сильно повреждены, но не измельчены в порошок, и с применением новых технологий Пальмиру можно восстановить почти полостью». Ну а пока такой, какой она была до разрушения, посетители выставки смогут увидеть Пальмиру на представленных там не издававшихся ранее фотографиях известного итальянского фотохудожника Элио Чоля.
Кроме экспонатов из «песчаной невесты» (еще одно поэтическое именование Пальмиры), в экспозиции есть древнеримские артефакты того же исторического периода из собственной коллекции Археологического музея Аквилеи. По словам кураторов, они хотели продемонстрировать, насколько схожи были столь разнящиеся географически и культурно очаги античной цивилизации и насколько естественно между ними прочерчивается линия преемственности. Среди поэтических названий построенного в пустыне архитектурного оазиса есть и «Венеция на песке». Аквилею же часто называют «матерью Венеции» — той Венеции, что для средневековой Европы была воротами на Восток.
«Мы хотели не только продемонстрировать великолепные артефакты и углубить представление ученых об истории, но и показать, какой урон наносит разрушение памятников культурной, религиозной, идейной и художественной идентичности сирийцев, тунисцев, иранцев, а вместе с тем — европейцев»,— говорит господин Дзанарди Ланди. Безусловно, здесь есть некоторая злободневная политическая тенденциозность. Но это тот случай, когда она совершенно не идет во вред выставочному результату.