«92% россиян работают не теми, кем мечтали в детстве»

Директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова о помощи детям в выборе профессии

Ирина Веретенникова, директор макрорегиона Юг компании HeadHunter, уверена, что к осознанному выбору профессии нужно готовить уже в школе. О том, какие субъективные и объективные проблемы есть у выпускника, определяющего дальнейший жизненный путь, как осознанно подходить к выбору профессии и какую роль в этом играют родители и школа, Ирина Веретенникова рассказала в интервью „Ъ“.

— С 1 по 8 июля HeadHunter в очередной раз проведет Неделю карьеры в «Артеке». Какие существенные отличия в организации мероприятия вы можете отметить в этом году?

— Этот проект мы начали в прошлом году и за год провели две Недели карьеры — летом и осенью 2016 года. Сначала представители «Артека» еще не до конца понимали, как это будет происходить и как будут реагировать дети, ведь они приехали на отдых, а мы с ними собираемся говорить о работе. Но практика показала, что интерес есть, ребята активно и с удовольствием участвовали в наших бизнес-играх и мастер-классах.

Более того, я сразу же начала получать письма от взрослых, которые узнали о проекте из СМИ или прочли на сайте «Артека». Они спрашивали, как их детям попасть именно в ту смену, когда проходит Неделя карьеры. А сейчас уже появился интерес и со стороны крупных компаний, которые понимают: детская профориентация актуальна. Ведь сегодня мы видим, что образовалась демографическая яма. Проблемы с подбором необходимых кадров приводят к тому, что крупные работодатели приходят уже не только в вузы, но даже в школы, чтобы привлечь талантливую молодежь к себе в компанию. Эти же крупные работодатели и идут к нам в партнеры проекта, чтобы в рамках Недели карьеры успеть рассказать ребятам конкретно и предметно о работе в их отрасли и о своем предприятии. Таким образом, в этом году нам с организацией значительно легче: все нам помогают, нас ждут.

Единственный минус — перебои с интернетом в Крыму. Мы много работаем в онлайне: предлагаем ребятам еще до нашего приезда пройти профориентационный тест, чтобы они определились, какое направление им наиболее интересно, и подготовили вопросы. В соцсетях мы даем им конкурсные задания, и когда мы приезжаем, то вручаем подарки участникам, которые были в онлайне наиболее активны; например, у нас есть номинации «Лучший репортер», «Команда мечты» и др. Сейчас мы немножко переживаем из-за нестабильности сети, но, думаю, этот вопрос решится.

— Насколько, по вашим наблюдениям, школьники сегодня готовы к осознанному выбору профессии?

— По моим наблюдениям, по моему опыту, сегодня цель школьника — успешно сдать выпускные экзамены. А вот выбор вуза зачастую происходит сумбурно. Ребятам приходится очень быстро принимать решение, а ведь выбор профессии происходит на всю жизнь.

Часто спонтанно принятое решение вообще не является решением подростка. Выбирают родители, и выбирают то, что они сами считают лучшим. Но не всегда это действительно лучше для ребенка. Рынок труда динамичен, он постоянно меняется, а большинство родителей до сих пор видят своих детей либо юристами, либо экономистами. В результате конкуренция на одно место и у юристов, и у экономистов (мы видим это на сайте hh.ru) такая же высокая, как у специалистов без опыта работы. Еще хуже, когда выпускник идет в вуз вслед за своим лучшим другом. Тот идет по призванию, а другой — за компанию. В результате многие выпускники вузов ни дня потом не работают по полученной специальности.

Мы же хотим сформировать осознанность выбора профессии, чтобы дети задумались о своем будущем не в момент окончания школы, а раньше, тогда у них будет больше времени и на размышления, и на то, чтобы себя попробовать в какой-либо сфере.

— А каким образом в ходе Недели карьеры вы работаете над этим осознанным выбором?

— В рамках Недели мы проводим игру «Построй свою компанию». Игра как раз и предлагает ребятам попробовать себя в той или иной профессии. Участники разбиваются на команды, кто-то становится директором предприятия, кто-то — бухгалтером, кто-то — экономистом, кто-то — маркетологом и т. д. И в этих ролях они проживают два полных дня. Так, например, экономисту надо посчитать смету и зарплату и представить в виде проекта, директору — организовать весь процесс работы, маркетологу — очень красиво представить результат работы компании. И в этот момент ребята осознают, насколько та профессия, которая казалась им привлекательной, соответствует их желаниям и способностям. Это лучше узнать раньше, чем на выходе из вуза.

— Почему именно сегодня возникла необходимость в таких профориентационных мероприятиях? Та ситуация, о которой вы говорили, когда выбирают родители или случай, — это свежая или уже устоявшаяся тенденция?

— Необходимость возникла не сегодня. Сегодня просто появилась возможность. Мы проводили опрос среди жителей России в марте 2017 года. Выяснилось, что 92% респондентов не работают в той профессии, о которой мечтали в детстве. Причины все те же: послушал совета родителей, или пошел с другом, или не нашел поблизости вуза, или просто не поверил в себя. И в итоге мы выяснили, что первая тройка лидеров в группе «кем хотели стать» — врач, учитель, ветеринар, а «кем стали» — менеджер по продажам, инженер, бухгалтер. Задумайтесь: получается, что менеджеры по продажам по большей части — это несостоявшиеся учителя, несостоявшиеся врачи. Это же грустно для страны. Чтобы этого не происходило, мы решили встречаться с артековскими ребятами и говорить с ними об этом.

— Почему именно с артековскими?

— «Артек» — такой лагерь, большинство путевок в который не покупают родители, а получают сами дети за свои успехи — в учебе, в спорте и т. д. Артековцы — это активная молодежь, которую хочется в первую очередь направить в правильное русло, чтобы они не теряли годы на получение не нужной и не интересной им профессии. Чтобы реализовывали себя и делали нашу страну лучше. Кроме того, «Артек» является «законодателем мод» и для лагерей, и для школ. Таким образом, мы привлекаем внимание всех заинтересованных к этому проекту.

— Можно ли по прошествии такого небольшого отрезка времени (всего год с начала проекта) оценить эффективность «Недели карьеры»?

— Первые результаты можно увидеть сразу же. До того, как мы поработаем с детьми, большинство из них вообще не представляют себе, что такое реальная профессиональная жизнь. После они начинают задавать более интересные, осознанные вопросы.

Начинается проект с того, что мы им рассказываем, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут востребованы через пять лет. Они, конечно, и в начале задают вопросы, но этих вопросов не так много. А вот в конце Недели у нас яркий финал — «100 вопросов взрослому», когда ребята могут задать любой вопрос, и они уже задают вопросы о конкретной работе, о карьере в этой конкретной сфере, о том, где лучше учиться, например, в России или за границей... Главное — мы им уже заронили мысль, что нужно думать, кем они хотят быть, почему и что нужно для этого делать.

Дети очень откровенны и делятся с нами своими проблемами. Один мальчик рассказал нам, что он из династии врачей и его готовят к этой профессии. Он уже присутствовал на операции, прочел всю медицинскую энциклопедию. При этом он видит себя только на сцене, занимается в школьном театре и не представляет другого будущего для себя. Подросток стоит перед сложным выбором: расстроить родителей и прервать семейную династию или отказаться от призвания. Показательно, что тут же его вожатая поделилась своей историей: мама хотела, чтоб она окончила экономический колледж, но ее отец — военный, и девочка всю жизнь мечтала о профессии военного. Теперь она окончила экономический колледж, летом работает в «Артеке» вожатой, а в сентябре все равно будет поступать в военное училище, чтобы реализовать свою мечту. Важный вопрос: что мы делаем со своими детьми, желая им добра, зачем ребенок тратил время и силы на не нужное ему образование?

— Вы можете посоветовать, что же делать ребенку, как разрешить внутренний конфликт и конфликт внешний (с родителями)?

— Мы поясняем, что дело не в том, что ребята не уважают родителей, а в том, что они выбирают свою собственную жизнь.

— Сегодня, выбирая будущую профессию, и дети, и — особенно — их родители в первую очередь думают о том, чтобы она была высокооплачиваемой. Каковы зарплатные ожидания современных выпускников?

— Зарплатные ожидания очень разные. Есть ребята, которые подходят к вопросу серьезно, уже видели на сайте предложения работы, которую они выбрали для себя в будущем, и зарплаты, которые в этой сфере предлагают молодым специалистам. А есть такие, которые думают, что за диплом — любой диплом —работодатель будет им платить 40 тыс. руб. минимум. Важный момент, когда мы показываем им статистику рынка и поясняем, что реально, а что нет.

— И где же самый высокий спрос и самые высокие зарплаты? На что стоит ориентироваться молодежи?

— Бухгалтер, экономист, юрист — далеко не самые высокооплачиваемые профессии. Сейчас наиболее востребованы и наиболее высокооплачиваемые профессии — в IT-сфере. В цене все, что связано с информационными технологиями.

Есть технический и есть гуманитарный склад ума. И раньше по этому критерию детям с техническим складом ума предлагали идти в экономисты — иметь дело с цифрами, а с гуманитарным — в юристы, работать с текстами, с документами. Сейчас «математикам» есть смысл посмотреть в сторону IT. Профессия молодая, и специалистов катастрофически не хватает. А гуманитариям есть смысл посмотреть в сторону маркетинга, в сторону HR — управления персоналом — профессий, которые предусматривают развитие навыка человек-человек. Ну и безусловно, учитель, врач — это всегда благородно и почетно, и, если есть тяга к этим профессиям, не надо идти в менеджеры по продажам, потому что там больше зарабатывают. Кстати, и зарабатывают больше далеко не всегда.

— Вы говорите о том, что родители часто, желая лучшего своим детям, делают хуже. Но ведь они все равно будут активно участвовать в определении жизненного пути своего ребенка. Как это делать грамотно, чтобы не было печальных последствий?

— Нужно задать ребенку открытый вопрос, узнать, что ему нравится, чем он хотел бы заниматься. Мы для того и проводим профориентационный тест — чтобы выявить, какие у человека сильные стороны, что ему больше всего нравится делать. То, что приносит максимальное удовольствие, — в этом человек будет и успешен в профессии. Если ребенок сам хочет стать тем же юристом, если ему нравится эта профессия, конечно, нужно идти в юристы. Но при этом важно помнить: чтобы стать хорошим юристом, придется очень много работать, а еще — выигрывать в очень жесткой конкурентной борьбе за рабочее место с уже опытными специалистами.

Мы советуем ребятам — и здесь нужно активное участие родителей — если есть возможность, на каникулах пойти к родителям на работу и хотя бы час понаблюдать или помочь тем специалистам, профессия которых им симпатична. Потому что, если хочешь быть бухгалтером, надо понимать, что это ежедневная рутинная работа с цифрами, документами, а если интереснее работать с людьми, надо искать другую профессию.

— HeadHunter также проводит мастер-классы для одаренных детей. В чем особенность работы с такими детьми?

— Да, мы работаем в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Туда приезжают дети, которые уже знают, чего хотят, — это одаренные, талантливые ребята. Они приезжают не отдыхать, а 21 день заниматься в том направлении, которое выбрали: наука, литературное творчество, искусство, спорт. По этому направлению для них проводят лекции, мастер-классы, дискуссии лучшие педагоги и мастера своего дела со всей страны. Вот тут разговор идет не о выборе дела жизни, а о счастливой жизни и в профессии, и дома. С ними мы говорим о том, что кроме профессии существует личная жизнь. Советуем, как правильно распределить время, чтобы его хватало и на себя, и на друзей, как правильно общаться с друзьями и семьей. Так, «математики» очень здорово разбираются в цифрах, но очень сложно коммуницируют с другими, особенно с «нематематиками». Девочки-балерины постоянно занимаются физическими упражнениями, с ними мы работаем над развитием кругозора. То есть показываем, что важно быть успешным не только в выбранном направлении, но и в общении, во всех направлениях жизни.

В профориентационном плане с ними в какой-то степени легче, а в чем-то и сложнее. Они могут сами предложить темы, которых мы заранее не планировали, но которые им интересны. Так, мальчик попросил провести с ним собеседование о приеме на работу. Он еще не окончил школу, но уже точно знает, в какой сфере и даже в какой компании хочет работать. Мы помогли соискателю правильно подготовиться и провели это собеседование.

— И как?

— Конечно, он был принят. Если человек твердо знает, чего он хочет, отличается целеустремленностью и хорошим уровнем подготовки, если уже в школе он готовится к своему профессиональному будущему, у него есть неоспоримое конкурентное преимущество перед другими соискателями.

Если таких будет с каждым годом все больше — а именно это является целью нашей Недели карьеры, то мы сможем изменить печальный на сегодня тренд, когда 92% жителей России не могут реализовать свой потенциал, состояться в той профессии, о которой мечтали в детстве.

Вся лента