Балтийский шторм
Эксперты МГИМО — о том, чем грозит милитаризация Прибалтики
Завершившиеся в Прибалтике военные учения Saber Strike и Iron Wolf, почти не замеченные мировыми СМИ на фоне конфликта в Сирии и других глобальных кризисов, как никогда ранее, поставили вопрос о кризисе доверия и эрозии системы безопасности в Европе. Балтийский регион стремительно превращается в арену противостояния между Россией и Западом.
Казалось бы, что в этом необычного, учитывая общий неблагополучный фон отношений Москвы с евроатлантическим сообществом? Однако не будем забывать: Балтика — регион особый. Даже в разгар холодной войны ситуация здесь выпадала из общей картины противостояния двух сверхдержав. Балтика выглядела регионом пусть и холодного, но «вечного мира». На фоне Кубы и Вьетнама — главных арен противоборства во второй половине XX века — обстановка в Балтийском регионе оставалась относительно спокойной и бесконфликтной.
Более того, «Балтийский мир» не смогли разрушить ни распад СССР, ни последовавшее за этим расширение НАТО на Восток, в ходе которого бывшие республики советской Прибалтики стали членами альянса. Еще каких-то полтора десятилетия назад западные политики и эксперты рассуждали главным образом о том, как избежать осложнений в отношениях с Россией из-за принятия в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии. Однако в нынешних условиях применительно к Балтике Россия упоминается как угроза качественно иного уровня — о ней говорят почти исключительно в контексте «сдерживания ее потенциальной агрессии».
Почему же именно сегодня здесь происходит столь масштабная перегруппировка сил — едва ли не самая серьезная за последние несколько веков, и какой будет цена вопроса для всех участников нового противостояния?
Есть определенная закономерность и логика в том, что новый очаг напряженности на евроатлантическом театре возник именно в той части новой посткоммунистической Европы, которая пытается задавать тон в отношениях с Россией, видя себя в роли «злого следователя». Так, выдержав испытание классической холодной войной, Балтика оказалась неготовой избежать шторма в условиях ее второй, облегченной версии.
Неудивительно, что постоянные сообщения об опасных маневрах военных самолетов над Балтийским морем, в которых Россия и НАТО традиционно обвиняют друг друга, уже стали обыденностью. Привычными стали и взаимные упреки по поводу ведения информационных войн и организации кибератак.
В целом регион втягивается в ползучую милитаризацию: в прошлом году на территории Польши и трех прибалтийских республик было развернуто по батальону передового базирования НАТО. Альянс впервые продемонстрировал готовность к размещению боевых подразделений в непосредственной близости от российских границ. Со своей стороны, Россия укрепляет собственную войсковую группировку в Калининградской области.
Пока эта игра мускулами не имеет своей целью сломить стратегический баланс сил в регионе. Последнее возможно только в случае более радикальных шагов, направленных на эскалацию. Таким шагом может стать размещение на Балтике тактического ядерного оружия или систем противоракетной обороны в непосредственной близости от границ России.
Этот сценарий все еще выглядит умозрительным, но полностью списывать его со счетов нельзя: пути «разрядки» на Балтике даже не просматриваются. В перспективе нынешний кризис может привести к оформлению полноценного оборонительного союза между последними нейтральными государствами региона — Швецией и Финляндией.
Однако главный балтийский шторм, возможно, впереди.