К «Башавтотрансу» приставили ликвидатора
Предприятие возглавил Разим Махиянов
Как стало известно „Ъ“, вчера коллективу «Башавтотранса» был представлен новый руководитель. В ранге исполняющего обязанности генерального директора предприятие возглавил Разим Махиянов, ранее руководивший речным портом Уфы, управлением «Башмелиоводхоз» (находятся в стадии банкротства) и Зирганской МТС (ликвидирована). Нового управляющего рекомендовал вице-премьер Евгений Гурьев, креатурой которого собеседники „Ъ“ считают господина Махиянова. Новому руководству поручено вывести «Башавтотранс» на безубыточную работу.
Вице-премьер Башкирии, министр земельных и имущественных отношений Евгений Гурьев вчера официально представил коллективу «Башавтотранса» нового управляющего — Разима Махиянова. Как рассказали „Ъ“ несколько сотрудников, присутствовавших на собрании, господин Махиянов будет возглавлять ГУП в статусе исполняющего обязанности генерального директора до конкурса, который должно объявить минземимущества. Евгений Гурьев рекомендовал нового директора «с лучшей стороны», «подчеркнул, что на его счету целый ряд спасенных госпредприятий, находившихся в сложном финансовом положении», сообщил один из участников заседания. По словам другого сотрудника, господину Махиянову поручено «выйти на точку безубыточности», в том числе за счет продажи неиспользуемых активов «Башавтотранса».
«О продаже имущества говорилось. Его у „Башавтотранса“ достаточно много. Но отмечалось, что речи о продаже по бросовым ценам не идет, только по рыночным. Но главное не это, а то, что нам пообещали поддержать предприятие для укрепления позиций на рынке пассажирских перевозок. Сказали, будут наводить на нем порядок, устранять нелегалов»,— сообщил „Ъ“ директор УПАП №3 (филиал «Башавтотранса») Александр Черноусов.
Биография Разима Махиянова не опубликована. В приемной «Башавтотранса» вчера соединить с директором отказались, пояснив, что его нет на рабочем месте.
По данным kartoteka.ru, Разим Махиянов в 2005-2008 годах управлял компанией «Башагротрейд» группы «Нерал» (в настоящее время ликвидирована), в 2014 году руководил ГУП «Управление Башмелиоводхоз» (обанкрочена), в 2015-2016 годах — работал ликвидатором государственного ОАО «Зирганская МТС», с февраля 2016 по февраль 2017 года руководил ООО «Речной порт Уфа» (дочернее предприятие Башкирского речного пароходства. Находится в стадии банкротства).
В ООО ИК «Альянс», по данным ЕГРЮЛ, господин Махиянов работал в команде с арбитражным управляющим Уралом Ахметовым. Сестра господина Ахметова Ирина в мае была назначена главным бухгалтером «Башавтотранса».
В госкомтрансе, который курирует деятельность «Башавтотранса», заявили, что не согласовывали назначение Разима Махиянова. «С недавнего времени вопросы подбора кадров на должности глав убыточных ГУП независимо от отрасли делегированы ведомству Евгения Гурьева»,— отметил собеседник, близкий к госкомитету.
Должность главы «Башавтотранса» стала вакантной в мае, когда ее покинул Тимур Аклаев, руководивший предприятием с ноября 2015 года. Он покинул пост в ходе проверки Контрольно-счетной палаты. Вчера господин Аклаев воздержался от комментариев о новом назначении.
«Башавтотранс» — крупнейший региональный автоперевозчик, унитарное предприятие. Объединяет 22 филиала, 19 автовокзалов, шесть автостанций и 59 кассовых пунктов. Эксплуатирует 1,9 тыс. единицы автотранспорта, в том числе около 930 автобусов большой вместимости, 353 — средней и 650 малой вместимости. Уставный капитал — 1,52 млрд руб. Выручка в 2015 году составила 2,57 млрд руб., чистый убыток 511,78 млн руб. Стоимость чистых активов на начало 2016 года оценивалась в 1,15 млрд руб. Отчетности за прошлый год ГУП пока не публиковал.
Бывший заместитель генерального директора «Башавтотранса» по экономике и развитию Равиль Зарипов отмечает, что главной проблемой госперевозчика остается его неопределенный статус на рынке, в первую очередь в Уфе. «Это крупная и потенциально эффективная компания, но власти региона все эти годы не могут определиться — или государство играет на рынке перевозок большого города, или это делают частники, но никак не вместе. В Казани, например, десять лет назад решили проблему одним совещанием, где присутствовало руководство республики, города, силовики. В итоге в Казани госперевозчики имеют хорошую поддержку. Конкурировать с частниками „Башавтотранс“ в городах сегодня однозначно не может, потому что находится в неравных условиях и по налоговой, и по социальной нагрузке».
Руководитель Союза автопредпринимателей Уфы (объединяет частных перевозчиков — ИП) Олег Кулешов заявил, что ему «абсолютно не интересно, кто возглавил „Башавтотранс“». «Хотя все уверены, что мы только и думаем, когда госкомпания уйдет с рынка, это не так. Места всем хватит. Если говорить о том, чем может посодействовать новое руководство компании, так это поделиться на обоюдовыгодных условиях аренды стоянками и гаражами для ремонта техники»,— отметил он.
«Кадровая политика минземимущества в отношении проблемных предприятий, похоже, стала предельно проста — передавать руководящие посты своим людям,— полагает бывший замминистра финансов республики Ринат Баширов.— Но все-таки удивляет, что в руководство профильных предприятий все чаще приходят кадры, далекие от понимания специфики отрасли».