ЕЦБ отделил «голубок» от «ястребов»
Регулятор подсчитал, как СМИ интерпретируют его заявления
Эксперты Европейского Центрального банка (ЕЦБ) разработали «ястребино-голубиный» индекс, оценивающий, как медиа реагируют на официальные заявления регулятора, в последние годы ставшие одним из главных инструментов денежно-кредитной политики. Оказалось, что ожидания СМИ в целом совпадали с колебаниями основных ставок, однако поможет ли это регулятору повысить качество коммуникации, остается неясным.
В ходе мирового финансового кризиса процентные ставки большинства крупнейших центробанков приблизились к нулю и перестали выступать самостоятельным эффективным механизмом монетарной политики. В результате выросла роль коммуникации как инструмента влияния на развитие финансового рынка и его ожидания. Заявление о намерениях — форма устного обязательства сохранения ставки на определенном уровне в течение некого срока, обусловленного или не обусловленного экономическими показателями — стало самостоятельным инструментом монетарной политики для многих центральных банков, расширив стандартный набор практик в виде регулирования процентной ставки и рефинансирования банковского сектора, констатируют в ЕЦБ.
Нестандартная монетарная политика также повысила значение предсказуемости решений регулятора для участников рынка, как внутри, так и за пределами зоны обращения валюты. Например, неожиданное смягчение или ужесточение денежно-кредитной политики ФРС США в три-пять раз увеличивает вероятность колебаний обменных курсов, котировок акций и доходности облигаций в развивающихся странах — к таким выводам пришли эксперты Всемирного банка (см. “Ъ” от 13 июня).
Роль посредника между участниками рынка и регуляторами взяли на себя медиа, расшифровывающие и интерпретирующие послания центробанков в терминах ослабления или ужесточения монетарной политики. Для лучшего понимания правил этой коммуникации эксперты ЕЦБ разработали индекс, измеряющий «градус» интерпретации СМИ официальных сообщений ЕЦБ при помощи интеллектуального анализа данных. Их интересовало, как разграничить статьи, в которых заявления регулятора расценивались как «ястребиные», то есть указывающие на грядущее ужесточение политики, и «голубиные» — намекающие на снижение или сохранение ставки — по шкале от –1 (наиболее голубиные) до +1 (наиболее ястребиные). Для решения поставленной задачи использовался семантический анализ (оценка частоты упоминания ЕЦБ в сочетании с «голубиными» и «ястребиными» словами и выражениями) и классификация текстов при помощи метода опорных векторов, оценивающего общий тон статьи.
Проанализировав около 9 тыс. статей, опубликованных в период с января 1999 года по март 2016 года, авторы пришли к выводу, что индекс ЯГ имеет высокую корреляцию с изменением ставки основной операции рефинансирования (MRO) ЕЦБ и ставки ЛИБОР, причем классификационный метод демонстрировал большую точность. Кроме того, по их мнению, медиа верно интерпретировали любые значительные отклонения монетарной политики от стандартного правила изменения номинальной процентной ставки.
Впрочем, перспективы использования описанной методологии остаются туманными. В частности, непонятно, может ли европейский финансовый регулятор использовать ее для улучшения качества собственных коммуникаций, чтобы не допустить повторения недавнего казуса с заявлением главы ЕЦБ Марио Драги, неверная интерпретация которого (по утверждению представителей банка) вызвала резкое падение курса европейской валюты и доходности еврооблигаций.