Проверка заверяющих
В «Эрнст энд Янг» пришли из казначейства
Как стало известно „Ъ“, в аудиторскую компанию «Эрнст энд Янг» пришли с проверкой сотрудники Федерального казначейства. С большой долей вероятности их интерес связан с аудитом отчетности недавно рухнувшего Татфондбанка. ЦБ давно обвиняет аудиторов в небрежном подходе к анализу отчетности банков, чьи «дыры» исчисляются десятками миллиардов рублей.
О начавшейся внеплановой проверке Федерального казначейства (ФК) в компании «Эрнст энд Янг» (входит в глобальную сеть EY из «большой четверки» аудиторов), „Ъ“ рассказали участники рынка и подтвердили в самой компании. Источники „Ъ“ на рынке аудита отмечают, что проверка связана с одним из крупных известных клиентов. По словам председателя Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонида Блинкова, внеплановые проверки ФК проходят по обращению либо регулирующего органа, либо третьей стороны, считающей себя пострадавшей от действий аудитора. «С большой вероятностью в данном случае проверка инициирована ЦБ»,— считает он.
В ЦБ отказались комментировать переписку с Федеральным казначейством и собственную надзорную деятельность. В самой аудиторской компании сообщили лишь, что внешний контроль качества работы аудиторских организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в случаях и в порядке, предусмотренных законом и иными нормативными актами. «В этой связи полагаем, что все вопросы, связанные с проведением вышеуказанного контроля качества работы аудиторских организаций, необходимо адресовать непосредственно в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору, т.е. в Федеральное казначейство»,— отметили в пресс-службе «Эрнст энд Янг». В Федеральном казначействе вчера не ответили на запрос „Ъ“.
С высокой долей вероятности данная проверка связана с недавним громким крахом второго по величине банка Татарстана — Татфондбанка, «дыру» в балансе которого ЦБ оценил почти в 120 млрд руб. ЦБ знал о проблемах банка, но рассчитывал на ответственность акционеров, крупнейшим из которых была Республика Татарстан. Впрочем, вопрос о том, насколько корректно оценивал состояние банка аудитор, является открытым. «При заверении отчетности аудитор не мог не знать о проблемах банка,— отметил собеседник „Ъ“ из крупной компании.— Но акционеры обещали банку масштабную докапитализацию (о чем прямо указано в отчетности ТФБ), которая не состоялась неизвестно по чьей вине». Аудитор подписал отчетность без каких-либо оговорок.
Внеплановые проверки по итогам громких крахов банков случаются нередко. Так, осенью 2016 года проходила внеплановая проверка ФК по обращению ЦБ в отношении еще одной компании «большой четверки» — «Делойт». Скорее всего, она была связана с аудитом рухнувшего в 2015 году Пробизнесбанка. В результате проверки было приостановлено членство компании в СРО на один месяц. Скандалом для аудиторской компании БДО завершилось многолетнее сотрудничество с Банком Москвы, на чье спасение в 2011 году государству пришлось выделить 295 млрд руб.
Аудиторы отмечают, что сам по себе факт внеплановой проверки — удар по репутации компании. «Внеплановые проверки ФК бывают нечасто,— отмечает замглавы „Финэкспертизы“ Наталья Борзова.— Каждая такая проверка — стресс для аудиторской компании, поскольку изначально проверяющие исходят из того, что что-то не так». Окончиться проверка может как приостановлением членства в СРО, так и без предписаний при отсутствии нарушений. «Но без выявления нарушений внеплановые проверки заканчиваются редко»,— заключает госпожа Борзова.
Для рынка это в любом случае негативный сигнал, считают собеседники „Ъ“. «Можно ожидать других внеплановых проверок ФК по обращению ЦБ,— полагает собеседник „Ъ“ из крупной аудиторской компании.— ЦБ давно пытается переложить ответственность за крах банков на плечи аудиторов, якобы проглядевших „дыру“ в капитале, а в контексте передачи ЦБ функции надзора за аудиторским рынком это особенно вероятно».
Впрочем, не только российский ЦБ пытается обвинить аудиторов в крахе кредитных организаций. Вчера Нацбанк Украины сообщил, что намерен инициировать вопрос об исключении местной «дочки» глобальной аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers из реестра компаний, которые могут осуществлять аудит коммерческих банков в стране. Причина такого решения — некачественный, с точки зрения НБУ, аудит отчетности Приватбанка за 2015 год, в частности, некорректная оценка размера капитала. В декабре 2016 года правительством Украины было принято решение о национализации Приватбанка для предотвращения его краха.