Утомленные в пути
Причиной аварии с автобусом в Татарстане могло стать нарушение режима отдыха
Вчера была названа предварительная версия причин автокатастрофы в Татарстане, в которой погибли 14 пассажиров автобуса Neoplan, в том числе четверо детей. Правоохранительные органы склоняются к тому, что авария произошла из-за усталости водителя автобуса и превышения скорости. Также в ходе расследования возник вопрос о соответствии требованиям безопасности автобусов Neoplan, топливный банк у которых расположен впереди справа — как считается, наиболее опасном при столкновении месте.
Также отмечалось, что у самарской компании-владельце автобуса АО «Евразийская корпорация автовокзалов» (ЕКА) нет лицензии на перевозку детей. Гендиректор ЕКА Оксана Никитина, ставшая подозреваемой по уголовному делу о ДТП, опровергла эти доводы, заявив, что перевозчик имеет все разрешительные документы, а водители автобуса являются «опытнейшими».
Вчера в Кабинете министров Татарстана в закрытом для прессы режиме прошло заседание правительственной Комиссии по безопасности дорожного движения, на котором обсуждали произошедшее в ночь на воскресенье под Заинском ДТП с участием пассажирского автобуса Neoplan. После мероприятия заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ генерал-майор полиции Сергей Добряков назвал журналистам предварительные причины аварии.
Напомним, ДТП произошло в 00:40 2 июля на 52-м км автодороги Альметьевск—Заинск. Выполнявший рейс Самара—Ижевск автобус столкнулся с движущимся впереди него автопоездом — автомобилем «КамАЗ», буксировавшим на жесткой сцепке неисправный большегруз MAN. От удара автобус опрокинулся и загорелся. Из 29 пассажиров погибли 14, в том числе четверо детей, 15 человек пострадали. Погибшие из разных регионов, из них четверо – жители Татарстана. Вчера после завершения идентификации их тела начали передавать родственникам. В МВД РФ расследуют уголовное дело о нарушении правил дорожного движения со смертельным исходом (ст. 264 УК РФ), а в региональном СУ СКР — об оказании небезопасных услуг (ст. 238 УК РФ). Подозреваемым по последнему является гендиректор компании-перевозчика ЕКА Оксана Никитина.
«Пока не доказано, но есть основания полагать, что водитель (автобуса.— „Ъ“) находился в утомленном состоянии. Это было вызвано тем, что не была проведена вовремя смена одного водителя на другого (напарника — „Ъ“)»,— сообщил генерал-майор Добряков. Поэтому, полагает он, водитель «не успел адекватно среагировать на сложившуюся ситуацию», в результате «не была выбрана безопасная дистанция, не соблюдался скоростной режим». По словам генерал-майора Добрякова, на участке дороги, где случилось ДТП, стоит ограничение скорости в 70 км/ч, а по данным системы Глонасс, скорость автобуса составляла порядка 87 км/ч. Отметим, ранее в СКР сообщали, что водители проигнорировали правила, обязующие сменять друг друга каждые четыре часа. Кроме того, по данным ведомства, ЕКА не имела разрешения на перевозку детей.
Замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Асламбек Ахохов добавил, что на заседании «протокольно занесли решение, чтобы еще раз посмотреть вопросы, связанные с сертификацией» автобусов Neoplan (производитель — немецкая компания Neoman Bus). Господин Ахохов пояснил, что у данного транспортного средства бензобак расположен спереди справа. По одной из версий, у автобуса от удара об автопоезд оторвалось переднее правое колесо, он опрокинулся на правую сторону, после чего произошло возгорание. «Правая передняя часть любого транспортного средства — наиболее опасное место. Водитель всегда инстинктивно старается вывести из-под удара себя, то есть левую часть. И подставляет правую часть под удар»,— отметил господин Ахохов.
Также это ДТП стало поводом поднять вопрос о несовершенстве законодательства и системы надзора за перевозчиками. Так, правоохранители полагают, что Neoplan мог под видом регулярного рейса выполнять заказной, на который не требуется лицензия. «Регулярный — это движение с гарантированными качественными параметрами как транспортного средства, так и графика движения. А заказной — это право любого зафрахтовать автобус. К сожалению, у нас допускается фрахтовка не только одного автобуса, но и одного пассажироместа. В связи с чем есть масса лазеек, которыми пользуется определенная часть перевозчиков»,— пояснил господин Ахохов. Отметим, ранее сообщалось, что водитель автобуса перед поездкой внес несовершеннолетних пассажиров в общий список со взрослыми, а по пути еще подсаживал людей. «В первую очередь мы предлагаем, чтобы автобусы стали категорированными объектами. Хотим исключить несанкционированную высадку и посадку граждан»,— сообщил генерал-майор Добряков. В МВД хотят получить доступ к информационно-аналитической системе транспортной безопасности, чтобы отслеживать перемещения автобусов. Это, считают там, позволит «вывести из тени» нелегальные перевозки.
Вчера госпожа Никитина опровергла доводы правоохранительных органов, разместив на сайте ЕКА официальное заявление. По ее словам, у компании имеется лицензия от 25 марта 2003 года, дающая право «на все виды перевозок, в том числе на перевозку детей». Сама компания, уверяет госпожа Никитина, контролируется надзорными органами. Водителей разбившегося автобуса она назвала «опытнейшими», которые «на протяжении своей многолетней деятельности строго выполняли режим труда и отдыха водителя, взысканий и замечаний не имели». Госпожа Никитина считает, что автобусы Neoplan соответствуют «всем требованиям в плане безопасности, надежности и комфорта пассажиров».