Чего ждать от молодых карьеристов?
Станислав Кучер — о перспективах России
В русском Forbes вышла статья под заголовком «Победят ли мальчики-мажоры наследие чекистов?» Обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер не согласен с главным выводом публикации, однако считает поставленный в ней вопрос более чем своевременным.
Мой коллега Максим Артемьев пишет: тех, кто пришел к власти в России на рубеже нового тысячелетия, скоро сменит молодежь, которую можно разделить на две категории – «дети», то есть физические наследники нынешних хозяев страны со всеми «заводами, газетами и пароходами», и «молодые карьеристы» — те, кто разными способами пробился наверх и заслужил доверие обитателей путинского Олимпа. По мнению автора, приход во власть нового поколения не принесет ничего, кроме косметических перемен и это, цитата, «не худший сценарий», поскольку радикальная смена элит в России чревата потрясениями, а вот — снова цитата — «оптимистический сценарий может быть связан только с поколением внуков — тех, кого сегодня отправляют учиться в престижные европейские интернаты».
Поскольку статья ставит вопрос о смене элит, от чего так или иначе будет зависеть будущее каждого, кто собирается воспитывать детей в России, я хочу объяснить, почему, на мой взгляд, автор не прав в главном выводе. Я убежден: как только «мажоры» или «младокарьеристы» поймут, что реальная власть перешла к ним в руки, они начнут такой демонтаж вертикали, какой не снился многим оппозиционерам. Разумеется, я рассматриваю некий спокойный сценарий в рамках продолжения того, что некоторые экономисты уже окрестили «путинским застоем». Понятно, что в случае внезапных катаклизмов мы будем иметь дело и с внезапными решениями, но это тема другой реплики в жанре занимательной футурологии.
Какими бы верными продолжателями путинизма ни казались публичные и непубличные чиновники в возрасте от 35 до 45, это люди совершенно другого поколения. Большинство из них – расчетливые прагматики, которые приняли спущенные из Кремля повестку и мировоззрение потому, что это было необходимое условие для их карьерного роста. Их риторика может поражать сочетанием апелляций к ценностям советского прошлого, царской России и «суверенной демократии», но в реальности ностальгия по Союзу им чужда не меньше, чем ярко выраженным либералам. Для успешных руководителей моложе 40 — а таких вокруг все больше, достаточно взглянуть на один только губернаторский корпус — экономические успехи Америки, Европы и азиатских «драконов» — единственный ориентир. Понимая, что в основе этих успехов – совершенно другие, нежели в России, правила игры, эти ребята в лучшем случае скептически улыбаются, слыша о том, что Путин «заболел» цифровой экономикой. Эти улыбки, точнее, ухмылки, я наблюдал не раз и на Петербургском экономическом форуме, и на других тусовках, где можно почувствовать настроения нового поколения элиты. Все рассуждения о пользе изоляции, особом пути и миссии русского мира представители этого поколения за редким исключением скорее терпят, чем приветствуют. Так терпит хитрый отпрыск бредовые речи богатого папаши, от которого пока вынужден зависеть.
Они хотят жить в комфорте и безопасности и отдают себе отчет: чтобы так жить, надо или уезжать из России, или менять систему – хотя бы по той причине, что эта система не гарантирует им безопасного будущего.
Верный ученик Сталина Хрущев отказался от сталинских традиций не потому, что внезапно просветлился, а потому что понял: рано или поздно в ГУЛАГ может попасть он сам и его дети. И именно благодаря этому отказу после переворота 64-го Хрущев оказался на пенсии, а не в могиле с дыркой во лбу. Горбачев тоже «гнулся» вместе с линией партии ровно до тех пор, пока не получил власть и не почувствовал: теперь можно. И, смею предположить, в том числе поэтому благополучно дожил до своих лет. То же самое можно сказать и о Ельцине, и о его преемнике, который однажды начал перестраивать мир согласно собственным представлениям о «прекрасном».
Это «колесо сансары» будет вертеться до тех пор, пока новые элиты не займутся перестройкой системы, при которой все в России зависит от одного человека. Следующий его оборот мы будем наблюдать совсем скоро. И именно на этом обороте может случиться попытка демонтажа пресловутой вертикали. Не потому, повторю, что пришедшие к власти разбудят в себе «просветленные» качества, а исключительно из-за банальных прагматизма и инстинкта самосохранения.
Сказанное вовсе не означает, что все, кого возмущает происходящее сейчас, должны выдохнуть, замолчать и ждать. Это просто значит, что вариантов больше, чем два, и свет ближе, чем кажется.