Утвержден план реализации Стратегии научно-технологического развития России
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил план реализации Стратегии научно-технологического развития России на 2017-2019 годы, разработанный Министерством образования и науки РФ. Цель стратегии — получить технологии, которые помогут ответить на большие вызовы, увеличить долю высокотехнологичной продукции в ВВП, вывести наукоемкие отечественные технологии на новые рынки, а также повысить результативность исследований. "Ъ-Наука" собрала мнения экспертов.
Разработка плана реализации Стратегии научно-технологического развития велась в составе межведомственной рабочей группы, в которую помимо Минобрнауки России вошли и представили свои предложения 35 федеральных органов исполнительной власти, госкорпорации, включая "Росатом" и "Роскосмос", научные фонды РНФ и РФФИ, институты инновационного развития — РВК, "Сколково", АСИ.
План, в частности, предусматривает разработку и утверждение государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", которая включает программу фундаментальных исследований и комплексные научно-технологические программы по приоритетным направлениям.
Также предусматривается создание возможностей для успешной реализации творческого потенциала молодежи в области науки и инноваций, в том числе в рамках международного научно-технического сотрудничества.
Координатором исполнения плана является Минобрнауки России, а ответственными исполнителями — федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, институты развития, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, Российская академия наук, органы исполнительной власти субъектов РФ.
Стратегия научно-технологического развития России была утверждена президентом России В.В. Путиным 1 декабря 2016 года.
Григорий Трубников, заместитель министра образования и науки РФ:
— План реализации Стратегии научно-технологического развития содержит порядка 40–45 мероприятий, и базовые вещи, вокруг которых сформулирован этот план – это управление наукой и научная политика, это кадры, поскольку мы считаем, что основная борьба в мире разворачивается именно за головы, за интеллект, за талантливые научные и технологические кадры.
Еще один столп – это развитие научно-исследовательской инфраструктуры. Это и небольшие проекты, которые создают задел и в фундаментально-прикладной науке, это и крупные проекты, уникальные установки, не только для фундаментальной науки, но и для отраслей. Конечно же, естественно, и крупные проекты класса megascience, как национальные, так и международного масштаба.
Еще один раздел плана реализации стратегии – это взаимодействие науки и экономики. И наконец, еще один – это международное научно-техническое сотрудничество, поскольку невозможно развивать науку и технологии в стране, будучи изолированными.
Первая тема, которая мне кажется особенно важной – это гражданская наука и ВПК, каким образом науки отраслевые, науки оборонные могут взаимодействовать с гражданской наукой, каким образом можно организовать синергию.
Мы понимаем, что есть очень большие различия и очень серьезные особенности в оборонных науках. Другой вид приемки, другие особенности разработки, конструирования и так далее. Но тем не менее я считаю, что у нас в стране настал момент, когда гражданская наука могла бы в перспективе загрузить военно-промышленный комплекс гражданскими заказами.
Второй вопрос, который мне тоже кажется важным в свете воспитания и развития кадров, создания и развития интеллектуального капитала – это взаимодействие академической науки и вузовской науки. В нашей стране, на мой взгляд, есть крен то в одну, то в другую сторону. В XX веке был явный крен в академическую науку, и основное финансирование шло именно в эту область, в вузах в основном готовили кадры, и развитие исследовательской инфраструктуры при вузах не столь серьезно поддерживалось государством. В нулевые годы, наоборот, на мой взгляд, был сильный крен в другую сторону, в вузовскую науку, и финансирование науки в вузах сейчас на уровне 50%, если даже не больше. Давайте пообсуждаем, где золотая середина, где правильный баланс и каким образом нам выстраивать взаимодействие вузовской и академической науки.
И наконец, третий вопрос – это фундаментальная наука и роль Российской академии наук в реализации стратегии, в распознавании «больших вызовов». Президент страны на встрече с членами Академии наук сказал, что Российская академия наук должна превратиться в штаб, который распознает «большие вызовы», который формулирует для руководства страны приоритеты не только в фундаментальной, но и в прикладных науках, и, вообще говоря, должен быть таким интегратором между фундаментальной наукой и отраслями.
Вот три темы, три вопроса, которые мне кажутся наиболее горящими, наиболее серьезными: гражданская наука и ВПК, академическая и вузовская наука и роль Российской академии наук.
Из выступления на форуме «Технопром-2017» в Новосибирске
Валерий Черешнев, ученый-иммунолог, председатель комитета по науке и наукоемким технологиям в Государственной думе V и VI созывов, кандидат в президенты РАН:
— Сегодня все программы реформы РАН приурочены к Стратегии научно-технологического развития России, охватывающей весь раздел развития как фундаментальной, так и прикладной науки. Это программа на пять-десять лет. Хочу обратить внимание: в документе говорится, что приоритетом государства является фундаментальная наука. С 2010 года ни в одном постановлении, стратегии или подзаконном акте таких фраз не было. Движение в этом направлении, безусловно, началось, фундаментальная наука вновь рассматривается как первостепенная сфера, как основа всего, начало всех инновационных процессов. Так, собственно, и есть: все начинается с фундаментальной науки, дальше следует прикладное — конструкторские бюро, внедрение, производство, тиражирование и реализация. Стратегия научно-технологического развития России внушает оптимизм.
Владимир Фортов, ученый-физик, академик Российской академии наук, до марта 2017 года президент РАН:
— Важно, что одним из приоритетов Стратегии научно-технологического развития России являются фундаментальные исследования. И в целом в стратегии сформулированы правильные направления, они современны, теперь самое главное — добиться их воплощения в жизнь. С этим возможны трудности. Необходимо понимание того, что без науки двигаться никуда нельзя, нужно, чтобы наука была востребована, чтобы все ветви экономики, а также политика и общество, опирались на науку в разработке стратегий в любых областях. Сегодня дорожная карта готова, ее уже утвердило правительство, важно, чтобы она заработала, и в этом я вижу основную проблему, основной вызов. Оптимист ли я? Один нобелевский лауреат сказал: "Остались одни оптимисты, потому что все пессимисты уехали". Я из тех, кто остался.
Евгений Кисляков, заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ:
— Прошло три года с того момента, как в России был принят федеральный закон о стратегическом планировании. Он был специально разработан для регулирования взаимоотношений между всеми участниками этого сложного процесса. Закон также определил документы стратегического планирования, которые регламентируют деятельность на направлениях, связанных с повышением качества жизни, укреплением и развитием интеллектуального потенциала России, формированием инструментов для ответов на так называемые большие вызовы. В их числе и Стратегия научно-технологического развития России. Это документ верхнеуровневый, и роль стратегии — обеспечить фундаментальную долгосрочную взаимосвязь вопросов национальной безопасности, территориальной целостности и социально-экономического развития страны.
Распоряжением правительства был утвержден план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития на 2017-2019 годы. На этом, первом, этапе будет уделено внимание формированию современной системы управления в области науки, технологий и инноваций. Например, для ответов на т. н. большие вызовы, создающие существенные риски для общества, экономики и системы государственного управления, будут сформированы комплексные научно-технические программы и проекты, которые включат в себя все этапы жизненного цикла: получение новых фундаментальных знаний, их практическое использование, создание технологий, продуктов и услуг, их выход на рынок. Такой подход поможет структурировать существующие механизмы в области управления наукой, технологиями и инновациями и, что самое главное, вовлечь всех участников процесса во все стадии реализации проекта. Касается это и бизнеса, активное участие которого предполагается как при формировании заказа на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, так и при приемке работ. Конечно, это потребует некоторого переформатирования существующих сегодня подходов.
Важно, что Стратегия научно-технологического развития России тесно связана с только что принятой программой "Цифровая экономика", которая нацелена на трансформацию инструментов, позволяющих принимать решения на основе метаданных. В связи с этим, на мой взгляд, введение в стратегии такого инструмента управления, как советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, позволит создать скоординированный межведомственный механизм принятия решений. Сейчас каждое отраслевое министерство через механизм федеральных целевых программ самостоятельно решает, какие проекты финансировать, а какие нет. Советы же обеспечат экспертно-аналитический подход к реализации приоритетов, выявляя и отбирая для реализации наиболее перспективные проекты и программы. Что касается состава таких советов, то мы предлагаем формировать их на паритетной основе: 1/3 — чиновники, 1/3 — представители науки, 1/3 — представители высокотехнологичного бизнеса. На наш взгляд, такое соотношение обеспечит необходимый баланс не только при принятии решений, но и при реализации этих планов. В целом создание целостной и скоординированной системы принятия решений, на мой взгляд,— это та база, без которой прорыв в будущее сделать будет очень сложно.
Виталий Полехин, руководитель клуба инвесторов бизнес-школы "Сколково":
— Самым важным для высокотехнологического бизнеса является создание системной поддержки взаимодействия крупных корпораций и органов государственной власти с малыми, средними инновационными и образовательными организациями, их вовлечение в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков.
Именно связка технологический стартап--инвестор--корпорация (крупная компания) является самой жизнеспособной, что подтверждено успешным опытом развитых инновационных экосистем. При этом корпорации должны не только сами пытаться создавать инновационные продукты с помощью внутрикорпоративных акселераторов, не только покупать успешные инновационные продукты, но и инвестировать в инновационные стартапы через свои корпоративные фонды. За счет приобретения высокотехнологических стартапов корпорации смогут наращивать необходимые компетенции, а стратегические задачи будут не просто формально выполняться, а действительно обновлять отрасли экономики и создавать новые рынки.
Алексей Хохлов, академик РАН, проректор МГУ, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ, кандидат в президенты РАН:
— Стратегия научно-технологического развития основана на перечне "больших вызовов", они связаны с исчерпанием природных сырьевых ресурсов и переходом на возобновляемые ресурсы, антропогенными нагрузками на окружающую среду, необходимостью наращивания объема выработки энергии, демографическими проблемами, угрозой появления новых инфекций, проблемами хозяйственного освоения территории страны, преодоления диспропорций в развитии регионов. В рамках этих больших вызовов должны быть сформулированы приоритетные направления, развитие которых будет координироваться межведомственными советами по приоритетным направлениям. План реализации стратегии ставит довольно жесткие сроки: уже к 30 сентября нужно разработать порядок создания советов по приоритетным направлениям, к 1 октября утвердить государственную программу по научно-технологическому развитию РФ.
С моей точки зрения, в плане реализации стратегии важен пункт 11, который вводит институт квалифицированного заказчика. Идея состоит в том, что вопрос о развитии приоритетных направлений должен решаться скоординированными усилиями многих министерств. Решения будут приниматься на межведомственном уровне, советами по приоритетным направлениям, куда будут входить и представители ведомств, и ведущих организаций, и представители бизнеса. Именно советы будут судить о целесообразности финансирования той или иной программы в области прикладной науки. До сих пор каждое министерство само решало, куда выделить деньги, у многих были свои федеральные целевые программы. А пункт о "квалифицированном заказчике" означает, что, когда программа предложена, то она должна рассматриваться на межведомственном уровне, в том числе с участием РАН, Министерства образования и науки и ФАНО. Перевод всего финансирования прикладной науки, которое до сих пор было ведомственным, на надведомственный уровень важен, так как поиск ответов на "большие вызовы" требует скоординированных усилий представителей разных отраслей. Таким образом, одна из основных идей стратегии научно-технического развития — принятие решений на основе комплексного рассмотрения. При таком механизме даже академические институты, занимающиеся прикладными проблемами, смогут взять на себя лидирующую роль в развитии того или иного приоритетного направления.
Я также хотел бы обратить внимание на четвертый раздел плана реализации стратегии, который посвящен созданию возможностей для построения успешной карьеры ученых. Наш совет по науке при Министерстве образования и науки последовательно пытался продвинуть эту идею. Там говорится о механизмах адресной поддержки ученых на основных этапах их научной карьеры. Вообще, программа развития кадрового потенциала должна быть составной частью всей стратегии. Можно сформулировать приоритетные направления, но если в этих направлениях не будет научных лидеров, ничего не получится. Должны быть созданы предпосылки для привлечения ученых в приоритетные направления, обеспечены возможности карьерного роста, образованы дополнительные аспирантские места. Наиболее продуктивный возраст ученого от 35 до 50 лет. И важно, чтобы на этом этапе ученому — научному лидеру был дан самостоятельный участок работы, что позволит расширить его возможности развивать свое научное направление, даст свободу самостоятельному научному творчеству. В плане реализации стратегии также поставлен вопрос об обеспечении свободного доступа российских научных институтов и ВУЗов к научной информации, то есть о подписке на основные научные журналы и базы данных. Это необходимое условие, важнейший элемент инфраструктуры: ученый должен видеть, что делают его коллеги в той же области из других стран. И наконец, по моим наблюдениям, число мероприятий стратегии, в которых будет активно участвовать РАН, довольно велико. Это означает, что обновленная РАН призвана активно работать над реализацией стратегии, это станет одной из ее основных задач.