7 событий фестиваля MIEFF

Выбор Алексея Артамонова, Катерины Белоглазовой и Бориса Нелепо

В Москве во второй раз пройдет Международный фестиваль экспериментального кино MIEFF. В конкурсную программу вошли 30 фильмов режиссеров и видеохудожников со всего мира, представляющих практически полный спектр современного экспериментального кино: экранный медиаарт, работа с найденными изображениями, лабораторные эксперименты с пленкой, структурное кино, стробоскопические "фликер-фильмы", критические и поэтические эссе и многое другое. Weekend рассказывает о самых интересных внеконкурсных событиях фестиваля


EXPRMNTL

Брехт Дебакер, 2016 год

как это выглядит

Документальный фильм о самом известном фестивале экспериментального кино, проходившем в 1940-1970-х в небольшом курортном городке Кнокке-Хейст в Бельгии. Хроника этого крайне провокационного для своего времени международного смотра перемежается цитатами из хрестоматийных авангардных фильмов.

как это понимать

Сложно придумать лучшую точку входа в мир экспериментального кино. О фестивале, который состоялся всего пять раз, но ознаменовал собой основные поворотные моменты в истории послевоенного киноавангарда, вспоминают наиболее заметные его представители: Йонас Мекас, Харун Фароки, Аньес Варда, Петер Кубелка, Майкл Сноу -- и, конечно, основатель и куратор фестиваля Жак Леду, много лет руководивший Бельгийской королевской синематекой. Этот фильм не только представляет широкий срез андерграундного кинематографа, подпитывавших его смежных искусств и бурной истории столкновений авангардистов с политическим и художественным истеблишментом. В нем поднимается главный вопрос, актуальный для киноавангарда и по сей день: что считать экспериментальным кино и где находятся его границы?

Электротеатр «Станиславский» (Театральный двор), 20 июля, 20.00


Медея

Франс Звартьес, 1982 год

как это выглядит

Две утопающие в темноте театральной сцены актрисы практически без одежды и декораций разыгрывают трагедию Еврипида. Чувственная ручная камера снимает преимущественно сверхкрупные планы лиц и других частей женского тела.

как это понимать

Голландец Франс Звартьес -- классик трансгрессивного, клаустрофобичного, эротически заряженного экспериментального кино 1960-1970-х, исследовавшего женскую сексуальность и природу мужского взгляда. "Медея" -- его забытая и самая необычная картина, которую Сьюзен Зонтаг включила в программу своих любимых фильмов, показанную в Нью-Йорке в 1989 году. С тех пор "Медея" почти не демонстрировалась.

Электротеатр «Станиславский» (Малая сцена), 22 июля, 22.50


Пустыня реального

Кристиан фон Боррис, 2017 год

как это выглядит

Монументом финансовому кризису 2008 года в пустыне на окраине Дубая возвышаются недостроенные гостиницы, торговые и бизнес-центры, трасса для гонок "Формулы-1". Пока песок возвращает себе территорию, отвоеванную прежде одним из самых крупных инвестиционных проектов XXI века, по соседству зреет новая индустрия -- на ярмарке военной техники в Абу-Даби оружейные бренды демонстрируют масштабные виртуальные шоу про террористов и освобождение заложников.

как это понимать

Кристиан фон Боррис -- композитор, дирижер и режиссер, который собирает из медийных изображений аналитические киноэссе об экспансии глобального капитализма. Название фильма отсылает к книге Славоя Жижека "Добро пожаловать в пустыню реального", однако ирония в том, что в фильме фон Борриса именно симулякры обретают полноправное существование. Логика современного капитала превращает упаковку в товар, а виртуальные проекты управляют судьбами реальных людей. Один из самых пронзительных кадров фильма -- долгий проезд по заброшенным баракам в пустыне, где жили мигранты -- строители "дубайского чуда".

Электротеатр «Станиславский» (Малая сцена), 23 июля, 19.00


Ретроспектива Владимира Кобрина

как это выглядит

Загадочные физические и биологические процессы смешиваются на экране с плотным потоком образов массовой и классической культуры. А комбинированные съемки и прочие приемы классического научно-популярного кино сопровождаются закадровым дикторским голосом, в котором цитаты из Эйнштейна, Гете и Набокова соединяются с речью душевнобольных.

как это понимать

Зрители MIEFF увидят Кобрина как перестроечного и постперестроечного критика системы, ставящего знак равенства между современной культурой и логикой шизофренического бреда. Распад смыслов и социальных связей он снимал как естественное, физическое явление. Если прослеживать генеалогию этого метода, то он, конечно, восходит к сюрреалистам, умевшим вызывать экзистенциальную тревогу нетривиальным соединением привычных элементов. Но Кобрин смотрел и в будущее. Его фильмы 1990-х с использованием компьютерной графики -- киберпанк по-русски -- коррелируют с параллельно развивавшимися практиками видеоарта и предвосхищают эстетику той части современного искусства, что сегодня проходит по ведомству "пост-интернет-арта".

Электротеатр «Станиславский» (Театральный двор), 21 июля, 20.50, 22 июля, 20.50


Таинственный полуденный объект

и короткометражные фильмы Апичатпонга Вирасетакуна

как это выглядит

Долгие, сновидческие планы тайских деревень и периферийных городских закутков. Их обычные обитатели делятся реальными воспоминаниями, а также рассказывают о своих фантазиях, снах и наваждениях, причем одно от другого отличить практически невозможно.

как это понимать

Получивший в 2010 году "Золотую пальмовую ветвь" за фильм "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни", тайский режиссер Апичатпонг Вирасетакун -- еще один очевидный наследник традиций сюрреализма, пытавшегося с помощью искусства вскрыть логику сна и работу бессознательного. Собственно, "Таинственный полуденный объект", его полнометражный дебют 2000 года, сделан в сюрреалистической технике "изысканного трупа" -- коллективного автоматического письма, когда каждый следующий дописывает на бумаге новое слово. Этот фильм является одновременно документацией и экранизацией устного рассказа, который -- каждый на свой лад -- продолжали и переиначивали случайно встреченные режиссером люди.

Кинотеатр Garage Screen, 21 июля, 21.30, 22 июля 21.30


Ретроспектива Тосио Мацумото

Фото: Postwar Japan Moving Image Archive

Фото: Postwar Japan Moving Image Archive

Фото: Postwar Japan Moving Image Archive

Фото: Postwar Japan Moving Image Archive

Фото: Postwar Japan Moving Image Archive

как это выглядит

Музыка The Rolling Stones, стремительный монтаж, упоительная ночная жизнь Токио и студенческие протесты. "Для поврежденного правого глаза" -- 12-минутный шедевр Тосио Мацумото, один из главных документов раздираемой противоречиями Японии 1968 года. Мацумото использует полиэкран, разделенный на две части, которые то противоречат друг другу, то перекликаются. А поверх них с третьего проектора на экран накладываются абстрактные визуальные "шумы". Наверное, это самая репрезентативная работа Мацумото, где воедино сходятся его приверженность к документалистике и поиск нового языка.

как это понимать

Умерший несколько месяцев назад Тосио Мацумото -- пионер японского экспериментального кино, не только практик, но и теоретик авангарда, чьи поэтические эссе и сейчас нуждаются в более широком изучении. Несмотря на всего четыре полнометражные картины, Мацумото как режиссер прожил несколько жизней -- он высоко ценится и как документалист, и как видеохудожник. А Стэнли Кубрик называл его первый полный метр "Похоронная процессия роз" (1969) среди главных источников вдохновения для своего "Заводного апельсина".

Электротеатр «Станиславский» (Малая сцена), 23 июля, 14.50


Expanded Cinema:

Эстер Урлус + Филипп Ильинский

Школа Фридл Кубелки + Diana Plays Perception

как это выглядит

На несколько экранов, окружающих зрителей, под живой аккомпанемент проецируются различные абстрактные и фигуративные изображения с 16-мм проекторов.

как это понимать

Expanded Cinema, или расширенное кино,-- направление киноавангарда, появившееся в конце 1950-х и связанное в первую очередь с именем Джордана Белсона, проводившего свои кино-музыкальные психоделические перформансы в американских планетариях. Представители этой линии экспериментального кино пытались не только выйти за границы экрана, но и раздвинуть привычные рамки восприятия, отводя зрителю активную роль в этом процессе. Это уже не просто показ, а непредсказуемый синтетический хеппенинг, разворачивающийся перед и вместе со зрителями. Музыка в данном случае является полноправным участником действия. Именно поэтому московские композиторы готовят свою собственную программу, которая будет на равных сосуществовать в диалоге с экспериментальным изобразительным рядом.

Электротеатр «Станиславский» (Малая сцена), 21 июля, 17.40, 22 июля, 20.00


Вся лента