Цена вопроса

Рассчитывать на то, что вопросы ядерного разоружения будут обсуждаться в ходе короткой встречи президентов США и РФ, наверное, не приходится. Но полностью избежать разговора о ядерном вооружении не удастся. Одна из первоочередных проблем — будущее Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

Фото: russianforces.org

В 2014 году США формально обвинили Россию в нарушении условий соглашения. По их утверждению, речь идет о новой крылатой ракете наземного базирования, которая способна продемонстрировать дальность полета в диапазоне от 500 до 5500 км и уже прошла полный цикл испытаний. Если это так, то ракета нарушает положения Договора о РСМД.

Судить о серьезности обвинений сложно, так как открыто о деталях нарушения США ничего не сообщают. При этом на официальном уровне Вашингтон передал Москве довольно подробную информацию — от обозначения ракеты и пусковой установки до истории испытаний и попыток скрыть предполагаемое нарушение договора. Россия обвинения отвергает, настаивая на том, что все ее программы соответствуют договорным обязательствам.

Нельзя исключать того, что Россия действительно нарушила положения договора. Но возможно и то, что стороны по-разному понимают эти ограничения: то, что в США воспринимают как попытки скрыть нарушение, в России считают мерами, обеспечивающими соответствие испытаний договору.

Сегодня в США сложился консенсус по вопросу о российском нарушении, и в Пентагоне уже обсуждаются варианты ответных действий военного характера. Например, речь идет о развертывании крылатых ракет воздушного или морского базирования вблизи российских границ. В Конгрессе рассматриваются возможности запрета на продления Договора СНВ, начала разработки систем средней дальности, расширения программы ПРО.

Можно спорить о том, укрепят ли такие меры безопасность США. Но нет никаких сомнений в том, что безопасность России пострадает. В Москве часто указывают на то, что две дюжины пусковых установок противоракет, размещенные в Румынии, могут быть использованы для размещения ударных средств и, значит, представляют серьезную угрозу для России. Если это так, то постоянное присутствие у российских границ многократно большего числа крылатых ракет эту угрозу только увеличит.

Найти выход из сложившейся ситуации будет очень непросто. В качестве первого шага Россия и США могли бы подтвердить свою приверженность договору. Затем РФ могла бы выразить готовность начать технические консультации, предметом которых могли бы стать как обвинения США, так и претензии, выдвинутые Россией, в частности вопрос о соответствии договору пусковых установок европейской системы ПРО. Хотя развертывание этих пусковых установок формально не нарушает положения договора, предмет для обсуждения, несомненно, есть.

Такого рода диалог вполне возможен. Предыдущая американская администрация была готова начать обсуждение взаимных претензий, но отступилась от этой идеи после того, как Россия отказалась признать возможность нарушения со своей стороны. Сегодня сложно сказать, готова ли к таким консультациям новая администрация. Вместе с тем, несмотря на активное обсуждение и подготовку мер в ответ на действия России, многие в Вашингтоне (и, что немаловажно, в Пентагоне) уверены: США заинтересованы в сохранении Договора о РСМД. Это позволяет надеяться на то, что кризис может быть преодолен, особенно если инициатива будет исходить от президентов.

Павел Подвиг, руководитель проекта «Ядерное вооружение России»

Вся лента