Отойти от дел
Что ждет российский рынок автострахования
Страховщики заговорили о возможности обрушения рынка ОСАГО. Поводом послужил отчет одного из лидеров отрасли – «РЕСО–Гарантия». В нем говорится о том, что «автогражданка» убыточна и что компания готова уже в этом году сдать лицензию на этот вид страхования Центробанку. Насколько реальна перспектива коллапса? И что может за ним последовать? Разбирался Андрей Загорский.
На то, что продажа полисов ОСАГО приносит убытки, страховщики указывают уже давно. Не раз они просили Центробанк разрешить повысить территориальные коэффициенты. В конце июня, например, они обратились к регулятору с письмом, в котором поставили вопрос об их увеличении в десяти убыточных регионах – причем в некоторых в шесть с половиной раз. Вопрос стоит весьма серьезно практически для всех основных участников страхового бизнеса, и уйти из сегмента ОСАГО может не только «РЕСО-Гарантия», подчеркнул генеральный директор компании Дмитрий Раковщик: «Мы не можем допустить, чтобы наша платежеспособность пострадала, если мы будем получать стойкий отрицательный результат от ОСАГО. Это не значит, что это произойдет сегодня или завтра, но мы не можем не рассматривать такую возможность. Такие сценарии есть у всех крупнейших страховщиков Российской Федерации».
Каким образом у страховщиков возникают убытки по ОСАГО? Основных вариантов два. Первый относится к старым договорам, заключенным до 28 апреля. Тогда в России начали действовать поправки к закону, которые устанавливают приоритет материального возмещения над денежным. Здесь главными врагами страховщиков выступают автоюристы. Именно к ним обращаются недовольные начисленной суммой возмещения клиенты, а затем с их помощью добиваются в суде куда более крупных выплат. В этом случае на страховую компанию ложится еще и оплата юридических услуг и стоимости независимой экспертизы. Бывает, конечно, что автоюристы действуют не столько в интересах клиента, сколько в своих собственных. Но, по словам экспертов, страховые компании нередко сами занижают суммы выплат, и провоцируют конфликты.
Что касается продавленной, в том числе и самими страховщиками, схемы с приоритетом материального возмещения над денежным, то ремонт приходится проводить с использованием новых запчастей. Теперь страховой бизнес добивается снижения цен в справочниках. Впрочем, в обоих случаях речь идет лишь о некоторых проблемных регионах – в остальных ситуация, по мнению экспертов, вполне приемлемая.
Так или иначе, участники отрасли вряд ли добьются своего в ближайшем будущем, но коллапс на рынке тоже не произойдет, считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс: «50 млн водителей и так недовольны ОСАГО. Мы не ожидаем от Центрального банка разрешения на повышение тарифов. Коллапса не наступит – у Центробанка есть несколько способов эту проблему разрешить на некоторое время. Швецов (первый зампред Банка России – прим.ред.сказал, что либерализация тарифов – это точно перспектива, поэтому надо будет проявить выдержку».
Похоже, что крупнейшие игроки страхового рынка пытаются сообща оказать давление на власти. Причем без серьезных на то оснований. Такую точку зрения высказал доцент кафедры страхования и налогообложения Академии труда и социальных отношений Константин Добромелов: «Здесь есть налет некоего сговора. Тарифы-то достаточно неплохие. Другое дело, что там не такие прибыли, как, скажем, по КАСКО. Но они в рамках европейской доходности».
Беда в том, что инициативы страховщиков грозят обернуться серьезными дополнительными расходами для их клиентов, то есть рядовых россиян. Наверное, было бы справедливо подождать, пока их доходы, наконец, начнут по-настоящему расти. Иначе к чему тогда разговоры о социальной ответственности бизнеса?
Согласно подсчетам главы «Ингосстраха» Михаила Волкова, по итогам текущего года потери отрасли из-за ОСАГО могут составить до 60 млрд руб. В 2016 году из-за убыточности «автогражданки» от лицензии на продажу полисов отказались «ВТБ Страхование», «Уралсиб» и компания Allianz.