Догнать и перегнать
Как на Урале банки конкурируют с IT-компаниями
Все большее влияние на IT-рынок Екатеринбурга оказывают банки. Они увеличивают расходы на разработку IT-продуктов и даже создают собственные IT-компании. Именно здесь сформировалась команда разработки банка «Точка», открылись офисы «Сбербанк технологий», лаборатория СКБ-банка СКБ-лаб, начал формировать команду разработчиков Тинькофф-банк. Между ними разворачивается борьба за квалифицированные кадры.
От моды к необходимости
По данным всемирного обзора финтехсегмента в 2016 году, подготовленного PricewaterhouseCoopers (PwC), 76% респондентов опроса, представляющих банковскую отрасль, полагают, что им грозит потеря части бизнеса, который может перейти к финтехкомпаниям. Банкиры видят тенденцию, что стартапы взаимодействуют непосредственно с конечным пользователем, минуя банки. Поэтому основными для банковской отрасли признаются угрозы потери доли рынка и снижения прибыли.
Информационные технологии уже стали одним из ключевых аспектов банковского бизнеса, отмечает архитектор бизнес-решений компании VMware Артем Гениев. По данным Gartner, в 2016 году расходы банков на IT в среднем составили 8,4% от всех операционных расходов предприятия, в IT заняты почти 10% штатных единиц. Наибольшая доля расходов в IT-бюджете банков (28%) приходится на центры обработки данных (ЦОДы).
Банкиры отмечают, что конкуренция в предоставлении финансовых услуг перешла в сторону предоставления качественных дистанционных сервисов. «Банки, наверное, утратили свою эксклюзивность в смысле предоставления финансовых услуг. Их начинают предоставлять уже многие игроки, и в первую очередь — IT-компании (Google, „Яндекс”), сотовые операторы (МТС) и так далее. Так как мы утратили эксклюзивность, мы должны отличаться уровнем сервиса, и в первую очередь использовать IT-технологии, которые сейчас позволяют это сделать»,— отмечает руководитель блока дистанционного бизнеса СКБ-банка Константин Котельников. Сейчас IT — приоритетное направление развития СКБ-банка: в 2015 году он запустил собственное приложение для мобильных устройств, в текущем году открыл собственную IT-компанию для развития дистанционных сервисов.
«Когда говорят, что какие-то банки конкурируют с IT-платформами вроде Google, это не значит, что банк должен сделать поисковую систему,— поясняет технический директор банка „Точка” (подразделение группы „Открытие”) Данила Штань.— Речь о том, что банк должен давать клиенту ценный продукт». Конкуренция банков и финансовых сервисов сегодня, по его мнению, сопоставима с ситуацией на телекоммуникационном рынке. «Лет 15 назад интернет-провайдеры считали, что они самые главные, а интернет-сервисы, вроде того же Google, — просто плесень, которая наросла на их проводах. Потом внезапно оказалось, что настоящая ценность не в том, чтобы давать людям доступ в интернет, а в том, чтобы давать людям продукт, которым было бы удобно пользоваться. Концентрируясь на инфраструктуре, они забыли о продукте»,— поясняет господин Штань. Он уверен, что со временем банки «будут низведены до состояния инфраструктуры» и станут «проводом для денег».
Акценты на удобство
Автоматизация и виртуализация — глобальный тренд, который прослеживается во всех индустриях, уверен аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. В банковской сфере он особо заметен, так как финансовые услуги заведомо можно переводить в онлайн. «Яркий пример здесь — Тинькофф-банк, который вообще не имеет физических офисов и предоставляет все услуги в интернете. Эта финансовая организация не только постепенно внедряет все услуги классического банка, но и является новатором на рынке»,— рассказывает аналитик. Он приводит в пример совместный сервис Тинькофф-банка и «БКС брокера», позволяющий инвестировать в облигации и акции с помощью приложения без открытия брокерского счета.
Как и многие участники рынка, СКБ-банк сосредоточился на предоставлении дистанционных сервисов на мобильных устройствах. Константин Котельников считает, что гонка технологий важна для всех банков, которые хотят выжить в новых условиях. «Как таковые банковские сервисы сейчас развиваются в части качества предоставления услуг. Ведь линейка продуктов не изменилась, вклады-кредиты остались востребованы. Изменился сервис: получить продукт в банке должно быть очень просто и доступно. Не важно, где ты находишься, услугу можно выполнить в один клик на мобильном устройстве»,— поясняет он. Данила Штань добавляет, что для успешной конкуренции нужно оперировать понятными человеку терминами: «Поиск был и до Google, просто они были первыми, кто сделал его понятным для человека, довели сервис до уровня потребителя, а не заставляли потребителя разбираться. Так и банки: гораздо проще перевести деньги по номеру телефона, а не вбивать БИК, КБК, ИНН и так далее».
Кадры снова решают все
Чтобы развивать современные информационные сервисы, банкам уже недостаточно IT-отделов. Банки стремятся создавать собственные IT-компании и постепенно сами ими становиться. «Чтобы делать хороший продукт, нужно полностью погружаться в процесс. Невозможно отдавать разработку продукта на аутсорсинг: нужна постоянная обратная связь, гибкость. С подрядчиком так не сделаешь»,— уверен Данила Штань. По его словам, редко центр разработки банка с самого начала специализирован на каком-то продукте. Изначально это просто офис, где сидят разработчики, включенные в готовые команды, например, в Москве.
В пресс-службе Тинькофф-банка „Ъ-Урал” рассказали, что разработчики составляют большую часть сотрудников штаб-квартиры банка. Сейчас он расширяет количество IT-специалистов и активно набирает команды разработчиков в регионах. В частности, в июне банк объявил об открытии центра разработки в Екатеринбурге. Он стал пятым центром разработки после центров в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иннополисе (город в Казанской агломерации) и Новосибирске. Вскоре должны открыться центры в Ростове-на-Дону, Самаре и Владивостоке. «Число сотрудников в Екатеринбурге меняется каждый день. Несколько человек уже работают, несколько находятся на этапе принятия решения, с другими проходят собеседования. В общей сложности мы ведем сейчас диалог более чем с 20 кандидатами»,— рассказали в пресс-службе Тинькофф-банка. Вице-президент по информационным технологиям Тинькофф-банка Вячеслав Цыганов высоко оценивает потенциал Екатеринбурга и Свердловской области. «Здесь одна из лучших школ подготовки программистов, сложившаяся среда высокотехнологичных компаний, известных далеко за пределами региона, умное и открытое IT-сообщество, уникальные образовательные проекты и большое количество высококлассных конференций»,— говорит он. Тинькофф-банк планирует сформировать в Екатеринбурге команду из 100–120 разработчиков JavaScript, Scala, Java, iOS, Android, Net, Python, а также специалистов по QA и DevOps.
Директор компании HeadHunter на Урале Анна Хвостова называет планы Тинькофф-банка на Урале масштабными. «Такой штат IT-специалистов в Екатеринбурге позволяют себе только крупные IT-компании вроде СКБ-Контура. Безусловно, подобрать такое количество профессионалов Тинькофф-банку будет сложно»,— уверена она. Впрочем, по данным HeadHunter, сегодня работу в IT-сфере в Свердловской области ищут около 30 тыс. человек. При этом большинство соискателей имеют постоянное место работы. «Это значит, что IT-специалисты постоянно готовы к переходу на другое место работы с более интересными условиями»,— отметила Анна Хвостова.
По словам Данилы Штаня, в Москве конкуренция в IT-сфере на порядок выше, чем в Екатеринбурге. «Банки, как и остальные IT-компании, пошли в регионы в надежде чуть дешевле найти незанятых людей. Это просто попытка решить кадровый голод Москвы за счет регионов. Другой вопрос, что в регионах тоже кадровый голод»,— рассказывает господин Штань. По его словам, некоторые московские игроки ожидают найти разработчиков в регионе втрое дешевле, чем в Москве, но по факту экономия составляет 20%. «Но они все равно соглашаются, ведь когда не хватает кадров, экономия отходит на второй план»,— добавляет он. По данным HeadHunter, средняя зарплата IT-специалиста в Екатеринбурге — 56 тыс. руб., в Москве — 75 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 60 тыс. руб.
Константин Котельников из СКБ-банка соглашается, что недостаток квалифицированных специалистов на рынке чувствуется. По его словам, поэтому банки развивают свои лабораторные центры. СКБ-банк для разработки и внедрения всех инновационных процессов создал IT-компанию СКБ-лаб. Она занимается разработкой кредитного конвейера, ДБО для физлиц и юрлиц. «СКБ-лаб использует как свои внутренние ресурсы, так и привлеченные. В составе компании — владельцы продуктов, проектные менеджеры, команды технологов, программистов. Главная идея в том, что инновации должны быстро отбираться, апробироваться и уходить в банковские продукты»,— рассказал господин Котельников. По его словам, сейчас борьба за кадры «гипертрофированна», так как банки понимают, что получат выгоду, если вложатся в компетентного сотрудника. «Главная сложность привлечения хороших IT-специалистов заключается в том, что их мало»,— считает он.