По бюджетной модели
Российский автопром поддержали силовики
Как стало известно “Ъ”, самыми популярными машинами, приобретавшимися в рамках электронных госзакупок в 2016 году, стали модели локальной сборки Lada Granta, Chevrolet Niva, УАЗ «Патриот», Volkswagen Polo и Lada Niva. Большую часть автомобилей приобретают силовые ведомства: почти четверть госзакупок пришлась на структуры МВД. Госструктуры, потратившие в прошлом году на обновление автопарка около 4,5 млрд руб., выбирают в основном недорогие модели с высоким уровнем локализации производства в РФ и предсказуемой стоимостью обслуживания, отмечают эксперты.
В 2016 году самой популярной машиной, закупаемой государственными и муниципальными организациями на электронных торгах, стала Lada Granta, рассказали “Ъ” представители электронной площадки «РТС-тендер». Речь идет о статистике по открыто указанным закупкам машин по 44-ФЗ на всех пяти площадках (кроме «РТС-тендера» это также «Сбербанк-АСТ», ЕЭТП, ЭТС и Агентство по госзаказу Республики Татарстан). На Granta пришлось 24% от общего числа закупленных машин — 2,9 тыс. автомобилей по средней цене 477,6 тыс. руб. Вторая по популярности — Chevrolet Niva (1,1 тыс. машин по средней цене 607,4 тыс. руб.). Следом идут УАЗ «Патриот» и Volkswagen Polo по средней цене 905,7 тыс. и 734,5 тыс. руб. соответственно. Всего был куплен 951 «Патриот», из них 383 — для МВД, Polo закупили в объеме 915 штук, из них 730 машин — для МВД. На пятом месте — Lada Niva (более 700 машин по 514,2 тыс. руб.).
МВД стало крупнейшим госзаказчиком машин по 44-ФЗ, говорят в «РТС-тендере». Всего за 2016 год государственными и муниципальными заказчиками было размещено более 4 тыс. извещений на закупку машин, общая сумма затрат на обновление парка составила около 4,5 млрд руб., следует из статистики ЭТП. Пять первых по популярности моделей собираются в России, на них пришлось 55% всех госзакупок автомобилей, отметил гендиректор «РТС-тендера» Владимир Лишенков. Схожая ситуация и на рынке в целом: по данным Ассоциации европейского бизнеса, топ-10 лидирующих по продажам в РФ моделей обычно российской сборки. Но при этом в топ-5 рейтинга госзакупщиков не вошел лидер рынка Hyundai Solaris (90,4 тыс. машин в 2016 году). Lada Granta в прошлом году была второй по популярности (87,7 тыс. штук, на госзакупки пришлось 3,3% этого объема).
Niva Chevrolet в 2016 году была лишь восьмой по популярности моделью (29,8 тыс. машин, 3,7% продаж — это госзакупки). УАЗ «Патриот» — самая продаваемая модель завода, их было продано 19,4 тыс. штук. Volkswagen Polo была пятой по популярности моделью в России (продано 47,7 тыс. штук).
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, ознакомившись со статистикой продаж «РТС-тендера», отмечает, что на МВД пришлось более 72% госзакупок Lada Granta (1 млрд из 1,4 млрд руб.). Эксперт поясняет, что у Granta максимальный уровень локализации (около 80% — отечественные компоненты), что гарантирует предсказуемость стоимости обслуживания и запчастей. Кроме того, цена модели позволяет максимизировать автомобилизацию ведомства на фоне ужесточающейся бюджетной политики, считает он. Популярность Chevrolet Niva он объясняет аналогичными причинами, добавляя, что модель с повышенной проходимостью, видимо, приобретается для условий бездорожья. На МВД пришлось чуть меньше 60% госзакупок Chevrolet Niva (411,3 млн из 687,6 млн руб.), второй крупнейший потребитель — в/ч 55056 (по неофициальной информации, осуществляет материально-техническое обеспечение ФСБ) — 13,7%, или 94,3 млн руб.
Ключевые покупатели УАЗа «Патриот» те же, что и Chevrolet Niva,— структуры МВД (38,4% на 330,9 млн руб.) и в/ч 55056 (38,6% на 332,5 млн руб.). УАЗ закупается для более суровых условий эксплуатации, имея большую мощность двигателя и габариты, спектр его использования шире, чем у Chevrolet Niva (вплоть до перевозки малогабаритных грузов), говорит Дмитрий Бабанский. У Lada Niva функционал аналогичен Chevrolet Niva, поясняет он (73% машин по госзакупкам на 265,8 млн руб. приобрело МВД). Volkswagen Polo закупался в основном МВД (80,5%; 541,1 млн из 672 млн руб.) и Пенсионным фондом (15,2%; 103,3 млн руб.). По словам господина Бабанского, эта модель, «как правило, рассматривается как альтернатива Ford Focus для чиновников, которым не положен автомобиль более высокого класса». Кроме того, Polo соответствует требованиям по уровню локализации: он составляет около 60%, в то время как у Focus — не больше 40%.