«Сафмар» запускает карты в сети
Покупку товаров будет кредитовать «Бинбанк диджитал»
Акционеры группы «Сафмар», владеющие «Техносилой», «Эльдорадо» и «М.Видео», а также группой Бинбанка, решили, что кредитованием в торговых сетях займется «Бинбанк диджитал». Развивать кредитование в сетях банк будет в необычном формате — через кредитные карты, а не кредиты наличными, как это принято на рынке сейчас. Несмотря на амбициозные планы акционеров по освоению нового для «дочки» Бинбанка рынка, эксперты уверены, что в течение ближайшего года-двух лидерам отрасли ничего не угрожает.
О том, что «Бинбанк диджитал» (ранее — «Бинбанк кредитные карты») планирует выйти со своим кредитным продуктом в магазины группы «Сафмар», “Ъ” рассказали источники, близкие к ее акционерам, а также собеседники на банковском рынке. «Принципиальное решение выходить в розничные сети самостоятельно, без помощи партнеров, принято»,— рассказал “Ъ” близкий к акционерам «Сафмар» источник. Также, по его словам, принято решение по формату кредитования в сетях. «Это будут не типичные POS-кредиты (кредиты наличными на покупку товаров), а кредитные карты с одобренным лимитом, покрывающим сумму покупки»,— уверяет другой собеседник “Ъ”, знакомый с проектом. Согласно планам акционеров, знают источники, близкие к группе «Сафмар», реализовать проект планируется уже к концу этого года. От официальных комментариев в группе отказались.
Вопрос о том, чтобы вывести «дочку» Бинбанка на новый рынок, встал после того, как акционеры «Сафмар» Михаил Гуцериев и Микаил Шишханов стали собственниками трех крупнейших сетей бытовой техники и электроники: «М.Видео», «Техносила» и «Эльдорадо» (см. “Ъ” от 15 декабря 2016 года). До конца года сети планируется объединить на базе «М.Видео» под управлением компании «Сафмар Ритейл». Участники рынка и эксперты изначально предполагали, что банки группы «Сафмар» будут работать в приобретенных магазинах, однако на первом этапе с учетом отсутствия необходимого опыта работы в этой нише, по информации “Ъ”, обсуждался вопрос покупки профильного игрока (как ранее писал “Ъ”, велись переговоры о приобретении банка «Ренессанс кредит»). Однако в итоге акционеры решили завоевывать этот рынок собственными силами.
По данным Frank Research Group (FRG), лидерами POS-кредитования являются банки «Хоум кредит» (23,8%), ОТП (13,4%), Альфа-банк (13,3%), «Ренессанс кредит» (12,1%), Почта-банк (8,7%). У Бинбанка и «Бинбанка диджитал», по данным FRG, доля рынка всего 2,2%. Через сети «М.Видео», «Эльдорадо» и «Техносила» по итогам мая 2017 года было выдано более 20% от общего количества POS-кредитов (всего 207 млрд руб., по данным FRG).
2,2 процента составляет доля группы Бинбанка на рынке POS-кредитов
К выбору продукта для торговых сетей банк подошел нестандартно: традиционно банки кредитуют покупателей через кредиты наличными, а не кредитные карты. Это более простой продукт с прогнозируемым графиком погашения и расчетом суммы переплаты. Однако для банка кредиты наличными — продукт менее выгодный (ставки по кредитам наличными ниже, чем по кредиткам). Впрочем, попытки выйти в торговые сети с картами уже есть. Так, Альфа-банк еще в 2013 году внедрил необычную кредитную карту «Мои покупки», то есть покупателю выдается не срочный потребкредит на покупку товара, а карта с лимитом. По мере погашения кредита средства возвращаются на карту, которая действует три года, и становятся вновь доступными. Один из партнеров проекта — «М.Видео». Правда, выдачи по таким картам в общем объеме POS-кредитов Альфа-банка (27 млрд руб., по данным FRG) не превышают 4%.
Однако исторический акцент именно на кредитах наличными в сетях не случаен, указывают эксперты, и использование для этих целей кредитных карт может существенно снизить объемы продаж. «Покупатель приходит в сети бытовой техники и электроники за конкретным товаром, скажем, за телевизором, а не за кредитом как таковым»,— уточняет гендиректор FRG Юрий Грибанов. Обычные POS-кредиты как раз предусматривают выдачу денег на покупку конкретных товаров. Покупатель, по его мнению, психологически не готов к получению в магазине займа «многоразового использования», каковым является кредитка, потому что это не соответствует его текущим планам.
Впрочем, несмотря на амбициозные планы группы, ждать резких перемен на этом рынке пока не стоит, уверены эксперты. «Тем банкам, кто сейчас сотрудничает с сетями группы “Сафмар”, в ближайшее время никакие изменения в условия сотрудничества и потери объема бизнеса не грозят»,— считает партнер консалтинговой компании Bain Егор Григоренко. В этом уверены и сами участники рынка, считая, что в течение года-двух на рынке кредитов на товары заметного перераспределения долей не будет.