У субсидий растет местное значение

От производителей сельхозтехники потребуют локализации

Как выяснил “Ъ”, в одобренной правительством стратегии развития сельхозмашиностроения предложено ужесточить доступ участников рынка к господдержке. В частности, речь идет о постепенном добавлении требований по локализации производства в РФ. Кроме того, компаниям придется брать на себя обязательства по объемам — как производства, так и экспорта. В иностранных концернах считают, что это станет для них очередным препятствием, и уверяют, что без национальной базы поставщиков компонентов новые требования не приведут к удешевлению иностранной продукции, собираемой в РФ.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Вчера правительство утвердило стратегию развития сельхозмашиностроения до 2030 года, подготовленную Минпромторгом (см. “Ъ” от 3 апреля). В итоговом документе сохранились основные этапы и принципы, но есть и существенные уточнения и нововведения, рассказал “Ъ” соразработчик стратегии, помощник президента ассоциации «Росспецмаш» (включает российские заводы отрасли) Вячеслав Пронин. В стратегии более явно прописаны цели. По итогам первого этапа (запланирована масштабная господдержка, инвестиции в НИОКР и в рост узнаваемости продукции на внешних рынках) к 2023 году отечественные производители должны занять 80% рынка. По итогам второго этапа к 2025 году экспорт должен составить 50% от отгрузок, рассказывает господин Пронин. Это позволит загрузить мощности до 80–90%, следует из документа. По итогам третьего этапа годовое производство должно вырасти втрое, примерно до 300 млрд руб., а доля расходов на НИОКР в выручке достичь 3%.

При этом правительство намерено ужесточить критерии выдачи господдержки (основная мера — субсидируемые из бюджета скидки). По словам Вячеслава Пронина, на третьем этапе планируется вообще убрать прямое финансовое стимулирование отрасли. Но и до этого предполагается уменьшение количества импортных компонентов и технологических операций: в 719-е постановление правительства, где прописаны операции, при выполнении которых продукция считается российской, будут вводить новые требования, в частности стимулирующие производство компонентов. В итоге к 2030 году доля импортных компонентов в себестоимости продукции снизится с 35% до 10%.

Другим важным условием получения госсубсидий станут обязательства по объемам производства и экспорта. В целом предприятия и так стремятся нарастить экспорт. В автопроме ставка на него делается для дозагрузки мощностей. В сельхозмашиностроении речь может идти о том, чтобы иностранные инвесторы со сборкой в РФ перестраивали свои глобальные цепочки поставок в пользу российских площадок.

Источник “Ъ” в иностранном концерне со сборкой в РФ считает ужесточение требований «очередным препятствием для инвесторов». По его словам, текущие требования недостижимы и требуют развитой базы поставщиков в РФ. Он отмечает, что это касается самоходной техники, по прицепной ситуация проще (так, John Deer получает господдержку по сеялкам, а по тракторам и комбайнам субсидий нет). Собеседник “Ъ” полагает, что нужно, наоборот, облегчать даже существующие требования. Он добавляет, что говорить об экспорте рано: пока не решена задача насыщения внутреннего рынка, есть проблема повышения платежеспособного спроса, нужны длинные кредиты для приобретения техники под низкие проценты.

Другой источник “Ъ” в иностранном концерне отмечает, что обязательства по локализации и экспорту не позволят удешевить выпускаемую в РФ технику иностранных брендов. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting согласен: за рубежом могут быть другие стандарты, а затраты на логистику компонентов могут быть довольно высоки. Он полагает, что к 2030 году снизить зависимость от импортных компонентов до 10% реально. Рынок «довольно емкий» и при грамотной госполитике будет динамично развиваться, считает эксперт. Это формирует значительный спрос на компоненты, но пока локализация некоторых компонентов, в частности двигателей, экономически нецелесообразна.

Яна Циноева

Вся лента