Все виновны, все свободны
Вынесен приговор по делу о гибели в Москве президента Total Кристофа де Маржери
По приговору Солнцевского райсуда Москвы получили свои сроки и сразу же были освобождены по амнистии в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне два основных фигуранта громкого уголовного дела о крушении во Внуково в 2014 году самолета Falcon 50, в результате которого погибли президент Total Кристоф де Маржери и экипаж. Начальник смены аэродромной службы Владимир Леденев и Владимир Мартыненко — водитель снегоуборщика, в который и врезался на взлете лайнер, полностью признали свою вину, что и обусловило мягкий приговор. Уголовное дело в отношении диспетчеров и их руководителей, отвечавших на момент катастрофы за взлет и посадку самолетов и организацию движения на полосах аэропорта Внуково, расследуется.
На вынесение приговора судье Солнцевского суда Елене Верещагиной понадобилось всего около трех часов. Она признала виновными Владимира Леденева и Владимира Мартыненко в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ), приговорив их практически к тому же наказанию, которое за несколько часов до этого потребовали для них представители гособвинения. Прокуроры просили их приговорить к четырем годам и семи месяцам лишения свободы в колонии общего режима. По решению суда Владимир Мартыненко получил четыре года, а его начальник — три с половиной. Но сразу же было объявлено, что осужденные освобождаются от наказания по амнистии в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Об этом ранее ходатайствовали адвокаты подсудимых. При этом судья Верещагина отправила материальные претензии потерпевших (аэропорт Внуково предъявил к подсудимым иск на 1 млн руб., а компания—владелец разбившегося самолета — Unijet — на 515 млн руб.) в гражданское судопроизводство.
Адвокат Владимира Мартыненко Александр Сергеев заявил “Ъ”, что «удовлетворен решением суда» и сторона защиты не намерена его обжаловать. Но, по его мнению, предстоит «очень длительный процесс» по поводу исков о возмещении ущерба.
«Эти гражданские иски, а главное — заявленные в них суммы нуждаются в корректировке, поскольку они не подтверждены никакими финансовыми документами»,— заявил “Ъ” господин Сергеев. Между тем, как отмечают ряд других юристов, не совсем понятно, почему ущерб за разбившийся самолет вменяется именно двум рядовым сотрудникам аэропорта. По их словам, согласно сложившейся практике, подтвержденной разъяснением пленума Верховного суда, ответственность за действия работников и нанесенный ими ущерб при исполнении служебных обязанностей несет именно работодатель как юридическое лицо.
Надо также отметить, что в день вынесения приговора судья Елена Верещагина отказалась признавать аэропорт Внуково гражданским ответчиком по иску на 30 млн руб., который подал в ходе короткого процесса муж французской стюардессы, погибшей в этой катастрофе 21 октября 2014 года, Патрик Вервель. Иностранцу было предложено обратиться с новым иском в рамках отдельного гражданского процесса, хотя по уголовному делу он и проходит потерпевшим.
Напомним также, что изначально в скандальном уголовном деле о трагической гибели французского миллионера имелось пятеро подсудимых, из которых трое — сотрудники Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД): руководитель полетов Внуково Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов и диспетчер руления Надежда Архипова. Но материалы в отношении них были выделены судьей Солнцевского суда Константином Шелеповым в отдельное производство и направлены на доследование для устранения допущенных следствием и прокуратурой нарушений. Интересно, что все трое категорически отрицают свою причастность к катастрофе, а сам судья вскоре после вынесения решения ушел в отставку.
По данным источников “Ъ”, уголовное дело в отношении диспетчеров до сих пор не только не поступило в следственные органы, но даже не направлено в прокуратуру. Судебные и надзорные ведомства решили дождаться приговора двум непосредственным виновникам ЧП во Внуково, чтобы определиться с дальнейшей позицией. При этом не исключено, что в будущем уголовное дело диспетчеров будет объединено с материалами другого расследования, которое также касается авиакатастрофы,— в отношении руководителя Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Госкорпорации ОрВД Владимира Ужакова, его первого зама Александра Повалия, начальника центра ОрВД Внуково Геннадия Ярмуша и сменного директора аэропорта Сергея Косика. Они также являются подозреваемыми по ст. 263 УК РФ, но обвинение им не предъявлено. Кстати, дело в отношении их руководителей находится в производстве того же следователя, кто вел первое дело, генерал-майора юстиции Михаила Гуревича.
Руководитель юридической службы Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Олег Бабич, являющийся также общественным защитником Александра Круглова, заявил “Ъ”, что по большому счету приговор по делу Мартыненко—Леденева не может существенным образом повлиять на ход уголовного дела диспетчеров. «Именно они являются непосредственными виновниками трагедии, а на основе этого приговора можно полагать, что даже в том случае, если дело наших подзащитных попадет в суд, то для них не смогут запросить большего срока»,— сказал он, отметив, что намерен добиваться только оправдательного приговора для диспетчеров. С ним полностью согласен защитник Романа Дунаева Игорь Чернецкий, который подчеркнул, что, даже если обвинение в будущем не захочет вызывать в суд уже осужденных работников аэропорта, они будут приглашены стороной защиты как исключительно важные свидетели для самого тщательного допроса.