Под землей с ветерком

Спасет ли проект Илона Маска Москву от пробок

Московская реновация коснется не только жилья, но и транспортной системы. По словам вице-мэра Марата Хуснуллина, в ближайшие годы в столице построят еще 500 км дорог. Между тем, Илон Маск начал реализовывать свой альтернативный план борьбы с пробками — сеть подземных тоннелей. Может ли Москва использовать его опыт? Выясняла Татьяна Гомозова.

Фото: Петр Быстров, Коммерсантъ

Илон Маск прорыл первый участок подземного тоннеля в Лос-Анджелесе. Он планирует создать под городом целую сеть скоростных дорог, своего рода метро для транспорта: машины будут перемещаться по ним со скоростью 200 км/ч. Но не самостоятельно, а на специальных платформах: машина заезжает на такую платформу, вертикально опускается под землю и едет до нужного выхода.

Пока это пилотный участок, но в июне Маск обсудил свои планы с мэром города Эриком Гарсетти, который уже давал понять, что заинтересован в них. «Линия Крэншо — Аэропорт, которую мы строим, станет прекрасной возможностью добраться в город общественным транспортом, но с остановками. И мне любопытно, не сможет ли Илон Маск со своей туннельной технологией — обеспечить нам скоростной проезд от аэропорта до центральной станции», — заявил Гарсетти.

Цель — избавить город от пробок. Маск придумал эту систему, стоя в очередной пробке по пути в офис. Хотя работы идут успешно, многие считают затею как минимум странной. Возможно, крупным городам стоило бы к ней присмотреться. Ведь главная альтернатива, которую предлагают власти — просто побольше дорог.

В Москве для разгрузки центра и МКАДа в придачу к Третьему транспортному кольцу строят межрайонные дороги: Северо-Западную и Северо-Восточную хорды, а также Южную рокаду. Это бессветофорные трассы, и они действительно сокращают время в пути для водителей. Но жителей домов, неожиданно оказавшихся почти на дороге - ситуация не устраивает, и они регулярно выходят на митинги: «От дома до дороги должно быть 100 м. А в планах всего 30 м. Представляете, какая «прекрасная» жизнь начнется у людей? Шестиполосная трасса! Нам обещают поставить какой-то экран и запереть нас», — возмущенно говорят жители столицы.

В мэрии говорят, что одна из главных задач развития города — улучшение городской среды, создание в спальных районах собственных центров притяжения. Сейчас эту роль играет центр столицы. Для этого разрабатывается программа реновации. Для того же строят и хорд. Считается, что транспортная доступность стимулирует развитие удаленных районов.

С точки зрения планировки, нормальный баланс для Москвы — 80% людей на общественном транспорте, 20% — на автомобилях. В этом направлении столице и придется двигаться, считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко: «Невозможно решить проблему за счет строительства дорог. Проект Маска не подходит Москве. У таких тоннелей будет маленькая проходимость. Нужно сначала метро достроить».

Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил на этой неделе, что Северо-Восточная хорда строится ударными темпами и будет закончена в 2018 году. В ближайшие 3 года планируется построить 280 км — сейчас их протяженность в Москве составляет 3,6 тыс. км. Это очень мало: в Москве зарегистрировано 5,5 млн личных автомобилей, а город даже без перекрытий и ремонта встает, когда на улицы выезжает только 500 тыс. машин. Если поедет хотя бы 1 млн — никаких дорог не хватит. Однажды придется решать: то ли вообще запретить личный транспорт, то ли искать какое-то новое решение.

Как сообщили в Департаменте информационных технологий столицы, Москва вошла в топ-5 крупнейших городов мира, готовых к внедрению технологий будущего, по версии компании PwC.

Вся лента