«Никаких изменений в спектакль вноситься не будет»
Корреспондент «Ъ FM» — о переносе спектакля «Нуреев»
Большой театр перенес премьеру балета «Нуреев» на май следующего года, заявил на специальном пресс-брифинге гендиректор тетра Владимир Урин. Премьера спектакля режиссера Кирилла Серебренникова должна была состояться 11 июля. Подробности в прямом эфире рассказала корреспондент «Коммерсантъ FM» Полина Смертина.
Премьера балета «Нуреев» официально перенесена, примерная дата уже названа — 4-5 мая 2018 года.
На брифинге в Большом театре сегодня было очень много журналистов. Генеральный директор ГАБТ Владимир Урин достаточно детально объяснил причины, почему пришлось перенести — не отменить — эту премьеру. Он сказал, что не получалось проводить дополнительных репетиций из-за того, что часто артисты уезжали на гастроли, либо они были сильно загружены. Именно из-за этого спектакль оказался не готов. Это выяснилось только, к сожалению, 7 июля — за несколько дней до премьеры. Также он пояснил, что никаких других причин переноса премьеры нет, только это.
Потом уже журналисты долго обсуждали, почему господин Урин так подробно объяснял, наметил уже конкретные даты переноса — это очень важный момент, считают журналисты, театральные критики, которые пришли на брифинг. Я отмечу, что было очень много иностранных журналистов.
Были заданы вопросы, мог ли повлиять политический контекст, или, например, неоднозначность фигуры главного героя этой постановки. На что господин Урин ответил, что никакой политической подоплеки в этой истории нет. Более того, ему позвонил министр культуры, насколько я понимаю, и спросил, что же случилось, почему отменяется спектакль. Урин ответил министру, что спектакль не отменяется, а только переносится на май 2018 года.
Обсуждалась на брифинге и история с видеозаписью с прогоном спектакля и эмоциональной реакцией зрителей на постановку, которая сначала появилась в Сети, но позднее была удалена. Владимир Урин пояснил, что в день прогона 7 июля стало понятно, что в спектакле очень много недоработок. И после неудачного прогона артистам заявили об этом, что вызвало условный протест — артисты хотели показать, что это их спектакль, они могут его исполнить. И на видео был снят уже следующий прогон — как сказал господин Урин, ошибок было меньше, но они все же имели место. И в итоге по согласованию со всеми постановщиками премьеру решили перенести. Изначально хотели перенести на более ранний срок, чуть ли не через неделю его показать. Но, к сожалению, у труппы уже были планы и не удалось согласовать. Единственное время, которое согласуется со всеми графиками труппы — это май 2018 года.
Татьяна Кузнецова, балетный обозреватель газеты «Коммерсантъ»:
«В театре вообще и в балете в частности никогда нельзя сказать, что спектакль готов 100%. В особенности, при планировании в Большом театре. Это такой огромный организм, где одновременно с постановками текущий репертуар идет, одновременно идут гастроли. Поэтому сложности с постановками всегда были у всех хореографов. Здесь постановка оригинальная, сравнивать ее не с чем, недоделки были бы не так заметны постороннему глазу. По информации от людей, близких к руководящим кругам, это решение действительно было самостоятельное театральное».
Владимир Урин отметил, что на эту пресс-конференцию приглашали и Кирилла Серебренникова, но он решил не приезжать. Он выступал вчера в «Гоголь-центре» на закрытии сезона и высказал свою точку зрения. Он сказал: спектакль будет, без подробностей.
Во вторник, 11 июля, вместо премьерного спектакля «Нуреев» будет показан «Дон Кихот» на исторической сцене. И по тем билетам, которые куплены на завтрашнюю премьеру, на 11 число, можно будет прийти на «Дон Кихота». Либо можно вернуть деньги и купить уже новые билеты на «Нуреева» 4-5 мая 2018 года. Те билеты, которые сейчас есть, не будут действительны в мае — это очень важно. Их нужно либо сейчас сдать, получить деньги, либо прийти завтра и наслаждаться «Дон Кихотом».
Еще нужно отметить: господин Урин сказал, что вообще никаких изменений в спектакль вноситься не будет. Все художественное оформление спектакля, исполнение, останется таким же, просто его необходимо доработать. Он сказал, что репутационные риски, конечно же, есть, но все-таки качественный спектакль гораздо важнее. И очень важно, Урин сказал, что не будет никаких финансовых потерь, потому что спектакль состоится, премьера будет. Просто она отложена.
Журналисты на брифинге были настроены не то чтобы агрессивно, но задавали самые неудобные вопросы, которые только можно было придумать. Было видно, что Владимиру Урину очень сложно на них отвечать. Иногда он даже позволял себе обрывать и не отвечать на вопросы. Но основной его задачей было еще раз убедить журналистов, что никакой политической подоплеки не было. Была еще версия, что уголовное дело в отношении «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, обыски — это тоже повлияло на труппу, на постановщиков, на тех, кто работал на спектаклем, потому что срывались как раз репетиции из-за этого, был тяжелый информационный фон. И Владимир Урин в конце сказал, что больше всего он переживает за артистов — для них это сложно, больно, обидно. И вот за них он очень сильно переживает.
Глеб Ситковский, театральный критик:
«Там, конечно, могут быть какие-то действительно внутритеатральные моменты. Но фотографии, видеофрагменты, которые просочились в Сеть, рассказы очевидцев доказывают, что спектакль получился, принимали его на прогоне хорошо. Какие там могут быть технические моменты, которые заставляют театр отменить премьеру, честно говоря, ума не приложу. Пока что это похоже на то, что театр чего-то испугался, потому что все-таки Большой театр сейчас ведет очень осторожную консервативную политику. И возможно, спектакль Кирилла Серебренникова показался слишком смелым».