«Нуреев» будет жить
Гендиректор Большого театра объявил новую дату отмененной премьеры
В Белом фойе Большого театра прошел брифинг, на котором генеральный директор Большого театра Владимир Урин детально разъяснил собравшимся журналистам, почему была отменена мировая премьера балета «Нуреев».
Главным итогом брифинга стала новая дата отмененной премьеры. Балет «Нуреев» — такой, какой есть, без купюр, цензурных изъятий и в существующем оформлении — будет показан в следующем сезоне, 4 и 5 мая 2018 года. Гендиректор Большого театра Владимир Урин подробно объяснил, почему выбрана именно она: первые два месяца нового сезона будут посвящены подготовке ноябрьских премьер — «Забытой земли» и «Ромео и Джульетты»; с труппой будут работать ассистенты Иржи Килиана и Алексея Ратманского. Потом настанет время новогодних «Щелкунчиков», потом — репетиции «Анны Карениной» под руководством ассистентов Джона Ноймайера. И лишь затем появится время для «Нуреева»: с 15 апреля освобождается от других своих обязательств хореограф балета Юрий Посохов, но репетиторы театра начнут вспоминать спектакль уже с 1 апреля. Правда, в указанное время в репетициях не сможет участвовать Кирилл Серебренников, занятый другими проектами, но спектакль в сущности поставлен, заснят на видео, так что режиссерские функции он сможет передоверить своим ассистентам.
Кроме того, на брифинге Владимир Урин подробно рассказал об истории постановки балета и о причинах отмены его премьеры. По словам гендиректора, постановка «Нуреева» была запланирована сразу после успешной премьеры «Героя нашего времени», который делала та же команда постановщиков — композитор Илья Демуцкий, режиссер, либреттист и сценограф Кирилл Серебренников и хореограф Посохов. Последний (в числе других возможных балетов) и предложил господину Урину поставить байопик о Нурееве. Гендиректор согласился, осознавая деликатность — без сексуальной ориентации главного героя было не обойтись.
«Нуреев» был запланирован на сезон 2018/2019. Но поскольку в сезоне 2016/2017 отменилась «Анна Каренина» Джона Ноймайера, «нуреевцам» предложили создать балет форсированными темпами. В январе были готовы музыка и либретто, в феврале хореограф Посохов приступил к постановке. И тут, по словам Владимира Урина, планомерной и постоянной работе стали мешать производственные обстоятельства, последним из которых оказались давно запланированные масштабные балетные гастроли в Японии.
Труппа вернулась в Москву 20 июня, 1 июля к сценическим репетициям приступил Кирилл Серебренников, и тут выяснилось, что ставящийся спектакль сильно отличается от либретто — не столько по содержанию, сколько по воплощению.
Неожиданно для гендиректора (на уточняющий вопрос “Ъ”, как это могло оказаться неожиданностью, внятного ответа не прозвучало) спектакль потребовал огромного количества народа — хор, миманс, артисты драмы, навербованная массовка «с улицы» и балет. Свести-развести всех их никак не удавалось. В результате 7 июля после вечернего прогона было решено премьеру отменить. (Владимир Урин даже воспроизвел диалог с хореографом: «Ты понимаешь, Юра, что это плохо?» Тот якобы ответил, что для того, чтобы довести спектакль до ума, требуется месяц.)
8 июля труппе объявили, что премьеры не будет, однако вечером спектакль станцевали еще раз, засняв его на пленку для будущего восстановления. И вот этот-то прогон, прошедший «на драйве, на каких-то протестных настроениях, на обиде», артисты провели так удачно, что даже встал вопрос о показе спектакля в этом же сезоне. Но это оказалось невозможным из-за уже сформированной афиши: с 15 июля на Исторической сцене Большого проходят гастроли Театра балета Бориса Эйфмана.
Кроме гендиректора на брифинге, превратившемся в пресс-конференцию (было задано около десяти вопросов), присутствовал только художественный руководитель балета Махар Вазиев, не проронивший ни слова (впрочем, вопросов ему и не задавали). Похоже, судьба балета его не слишком заботит: проект затевался еще до его прихода в театр, к тому же и тема, и экспериментальная форма спектакля явно не соответствуют его довольно консервативным вкусам. Таким образом, за настоящее и будущее «Нуреева» отвечает один гендиректор, который заверил, что понимает направление мысли многих журналистов, но что никаких звонков «сверху» ему не поступало, никакого давления никто не оказывал и майские события вокруг Кирилла Серебренникова никак не повлияли на чисто производственный ход событий.
Впрочем, чуть позже появилось сообщение ТАСС, в котором со ссылкой на близкий к Министерству культуры источник утверждается, что премьеру отложили по прямому распоряжению министра культуры Владимира Мединского. По словам источника, недовольство министра вызвало то, что спектакль выглядит как пропаганда «нетрадиционных сексуальных ценностей». Некоторые танцовщики предположительно должны были выходить на сцену в том числе и обнаженными, а в одной из сцен на заднике присутствует увеличенная до огромных размеров фотография голого Рудольфа Нуреева. В Минкульте эту информацию отрицают, подчеркивая, что «цензура и запреты — это не стиль работы нашего ведомства». Владимир Урин в интервью РБК назвал провокацией информацию о звонке от Владимира Мединского. «Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка не было, никаких указаний не давалось»,— заявил господин Урин.
Театральный критик Глеб Ситковский в эфире “Ъ FM”: «Там, конечно, могут быть какие-то действительно внутритеатральные моменты. Но фотографии, видеофрагменты, которые просочились в Сеть, рассказы очевидцев доказывают, что спектакль получился, принимали его на прогоне хорошо. Какие там могут быть технические моменты, которые заставляют театр отменить премьеру, честно говоря, ума не приложу. Пока что это похоже на то, что театр чего-то испугался, потому что все-таки Большой театр сейчас ведет очень осторожную консервативную политику. И возможно, спектакль Кирилла Серебренникова показался слишком смелым». Читайте подробнее
Один из осведомленных журналистов поинтересовался, правда ли, что Роман Абрамович был на прогоне и предложил гендиректору купить этот балет. Владимир Урин ответил, что — да, был, но балет купить не предлагал. Кроме того, он, как директор, не имеет права торговать спектаклями, поставленными на государственные деньги.
Репутационный вред, нанесенный театру отменой мировой премьеры, Владимир Урин признал, а вот финансовый — нет, объяснив, что все затраты на спектакль не пропали, так как премьера все-таки состоится, а заменившие «Нуреева» в афише «Дон Кихоты» не оставят зал пустым.
Впрочем, желающим вернуть билеты деньги будут возвращены. На вопрос, не жаль ли ему зрителей, понесших финансовые потери при заказе билетов через интернет, гендиректор ответил, что если кого ему и жалко, то это артистов, вложивших в постановку много сил физических и душевных.
Кстати, в толпе журналистов можно было заметить премьеров Большого Марию Александрову и Владислава Лантратова, исполнявших на закрытом прогоне роли Марго и Нуреева, но их мнением никто не поинтересовался и к микрофону не пригласил. Впрочем, оба исчерпывающе высказались в Instagram. Там же можно найти видеосъемку овации, которую после прогона устроили артисты Кириллу Серебренникову и Юрию Посохову (худрука Вазиева на сцене при этом не видно). Где-то по сетям гуляет и тайная съемка спектакля — поговаривают, чрезвычайно впечатляющая. Хореограф Посохов заверил корреспондента “Ъ”, что артисты работали потрясающе, а все три исполнителя роли Нуреева выше всяких похвал. Возможно, в мае будущего года в этом убедятся все, кто сможет добыть билет на сенсационную премьеру. Если она действительно состоится.