Основы непроизводительности государства
МВФ видит причину низкой эффективности экономик регионов в федеральных трансфертах
Доклад МВФ, подготовленный по итогам работы в России очередной миссии фонда во втором квартале 2017 года, отмечает увеличение роли государства в экономике. В документе впервые прямо утверждается, что трансферты из федерального в местные бюджеты снижают возможность самостоятельного роста экономик регионов и их производительность.
Вчера был опубликован доклад экономистов МВФ, которые во втором квартале 2017 года проводили консультации с чиновниками экономического блока правительства и руководством ЦБ. По результатам консультаций прогнозы относительно роста экономики в 2017–2018 годах остались неизменными — она будет увеличиваться на 1,4% ежегодно, если среднегодовая цена нефти останется на уровне $52 за баррель.
В среднесрочной перспективе лучших результатов от экономики РФ в фонде не ждут — темпы ее роста останутся на уровне 1,5% в год на фоне структурных ограничений и низкой производительности. Чтобы запустить инвестиционный рост, экономисты миссии по-прежнему говорят о необходимости «широких реформ». «Приоритетными остаются права собственности, управление, политика на рынке труда, инновации и инфраструктура. Вдобавок необходимо срочно оценить и измерить каналы, по которым большая доля государства в экономике может подрывать экономический рост»,— говорится в докладе.
Указывая на «значительную роль» государства в экономике, экономисты фонда уточняют: «Ограниченность статистики не позволяет провести качественный анализ потенциального влияния «широкого» государства на всю экономику. Достоверных временных серий занятости в госсекторе (на разных уровнях) и компаниях, в которых государство является совладельцем, нет». Тем не менее, проанализировав региональную статистику, авторы доклада пришли к выводу, что межбюджетные трансферты увеличили размеры госсектора в регионах. И хотя это позволило сгладить межрегиональную дифференциацию в реальных расходах на образование и здравоохранение, нарастить основные факторы производства — их эффективность снижалась, а валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения в регионах — основных получателях федеральной помощи сокращался. Это происходило даже на фоне того, что регионы, которые получили трансфертов больше, чем другие, демонстрируют более высокие показатели инвестиций в отношении к ВРП. Хотя рост экономик регионов из-за увеличения услуг госсектора формально увеличивался, реальный ВРП на душу населения сокращался: быстрый рост объемов физического и человеческого капитала на фоне слабого роста экономик на душу населения свидетельствует о низкой общей факторной производительности.
В МВФ признают, что регионы в будущем все равно будут зависеть от федеральной поддержки, но призывают федеральное правительство поддержать развитие региональной налоговой базы, в том числе расширение налогов на частную собственность. Грамотно сконструированное фискальное правило снизит влияние флуктуаций цены нефти на курс рубля, и это окажется выгодным для сельскохозяйственных регионов с низкими доходами на душу населения. Кроме того, снижение налогов на труд и увеличение налогов на потребление уменьшит долю неформальной занятости, которая доминирует в беднейших регионах, убеждены в МВФ — де-факто это тезис в поддержку предложений Минэкономики снизить соцсборы с фонда оплаты труда с компенсирующим увеличением НДС.