Над всем Елагином безоблачное небо
Фестиваль Stereoleto прошел в шестнадцатый раз
Фестиваль популярная музыка
В отличие от некоторых других open air—фестивалей, петербургскому Stereoleto повезло и с погодой, и с программой. Фестивальные события на Елагином острове для публики, кажется, уже стали нормальной летней традицией — всяко что-то интересное да будет. Рассказывает Макс Хаген.
Как водится, фестиваль, побывало на котором в этот раз 18 тыс. зрителей, выставил программу на все лады: более 35 участников с географией от Штатов до Дании и от Израиля до Финляндии. Отзвуки русского рока донеслись в виде группы «Сплин» в воскресенье и проекта «Симфоническое “Кино”» с Юрием Каспаряном. В фестивальной программе оркестровки песен «Кино» были поставлены, по сути, отдельно, в пятницу, и, говоря по правде, на общем фоне выглядели больше мемориальным реверансом недавнему 55-летию Виктора Цоя.
Субботний хедлайнер — «Грибы» — тоже несколько озадачивал. Украинские рэперы, чья популярность основательно подскочила в этом году, на большой площадке и в статусе главных героев будто подрастеряли свою иронию — если она, конечно, была. Бас качал, но со сцены валил нормальный пацанский гопо-хоп. Смотреть и слушать это после игравших здесь же веселых исландцев FM Belfast и замечательного французского электрофанка General Elektriks было нелегко. Все равно что резко переместиться с того же Елагина острова на промышленные окраины. Минут через 20 после начала «грибного сезона» случился массовый исход публики: кто спасался на Квадро-сцене с деликатной датской электроникой Sequoia, кто отправлялся через парк на площадку TBRG Open слушать постпанковую наивноту новосибирцев «Буерак».
TBRG Open оказалась и одной из лучших находок этого года. Идти довольно далеко, но попадаешь на мыс острова — а там что-то вроде открытого клуба с видом на Большую Невку. Дымовые машины поддают сизых клубов заодно с шашлычным мангалом возле сцены. Атмосфера, особенно для артистов, получалась, надо полагать, весьма приятной. Выступали здесь приличные клубные артисты, от белорусского электронного чуда Mustelide до рэпера Хаски, гаражного рока Sonic Death и резвого no-wave ГШ.
По случаю столетия независимости Финляндии «Стереолето» отметилось привозом целой делегации, которой почти целиком была отдана воскресная программа на Квадро-сцене. В тему был и синти-поп GEO, и краут-роковое шаманство K-X-P — одной из самых известных сейчас в своем разряде финских команд. Северная инди-звезда Яакко Эйно Калеви, первый финский артист, подписанный на маститом лейбле Domino Records, сыграл сет, в котором атмосферная психоделика сходилась с таким же атмосферным альтернативным диско. Впрочем, даже более известных участников из Финляндии убрали хулиганы из группы Teksti-TV 666. Парни на сцене выглядят так, будто с репетиции вынесли себя в универсам за прохладительным, а что играть, так и не решили — спейс-рок, краут-рок или шугейзинг. Но можно и все сразу, лишь бы хватило педалей и инструментов. По запалу, звуковому давлению и, чего уж там, веселому нахальству это выступление так и осталось в воскресенье непревзойденным и стало одним из самых интересных на фестивале.
Главный международный хедлайнер, UNKLE, выступал в воскресенье и тоже сумел удивить, причем довольно странным образом. Группа сыграла четкий и красивый концерт, в котором рока в целом было больше, чем электроники. У детища Джеймса Лавелля совсем недавно вышел замечательный новый «возвращенческий» альбом «The Road, Pt.1», который вроде и нужно было обкатывать здесь и сейчас. Но UNKLE вдруг предпочли не рисковать, и почти две трети песен прямо переехали в нынешнюю программу из прошлогодних выступлений. Притом что в новом альбоме Лавелль сделал шаг в сторону электроники, и ожидать можно было многого, из него было сыграно всего две вещи — «Looking for the Rain» и «Sick Lullaby». В остальном, впрочем, жаловаться не приходилось. Зрители получили хороший набор песен, среди которых были и желанные народом электророковые гимны «Hold My Hand», «Burn My Shadow» и «In a State». Вокалист Майк Уитфорд справлялся и за Ричарда Эшкрофта в «Lonely Soul», и за Тома Йорка в «Rabbit in Your Headlights» — в этот раз UNKLE все же сделали дивный подарок публике и исполнили долгожданного «Кролика», случай нечастый. Прощаясь, Джеймс Лавелль выдал почти политический спич: «Нас хотят разъединить, но, надеюсь, музыка этого сделать не позволит». Посреди всего стереолетнего мультикультурного пиршества, кажется, лучше и сказать было нельзя.