Метро вступает в концессию
Власти Екатеринбурга ищут источники финансирования второй ветки
Вторая ветка метро в Екатеринбурге может быть построена путем концессии с привлечением средств различных фондов, в том числе Пенсионного фонда России. Об этом на выставке «Иннопром» сообщили представители городской администрации, оценив проект в 75 млрд руб. По мнению экспертов, без поддержки государства реализовать подобный проект практически невозможно.
Обсуждение строительства второй ветки екатеринбургского метрополитена городская администрация инициировала на стенде Екатеринбурга на международной промышленной выставке «Иннопром-2017». «Вторая ветка метро — это девять станций (от Верх-Исетского района до ЖБИ. — „Ъ-Урал”), 75 млрд руб. затрат. Ни один бюджет не сможет этого потянуть. Наиболее оптимальный вариант, на наш взгляд, это концессия. Это позволит привлечь средства различных фондов, в том числе Пенсионного фонда России, на срок 25–30 лет», — сообщил глава департамента экономики администрации города Алексей Прядеин. В пресс-службе городской администрации добавили, что строительство ветки может быть завершено к 2023 году — к 300-летию Екатеринбурга. «Современные технологии позволят сократить объем раскопок в три раза, сроки — в полтора», — уточнили в администрации.
Продолжение строительства метрополитена в Екатеринбурге обсуждается с 2000-х годов. Реализация проекта затруднена его высокой стоимостью и длительной окупаемостью. В октябре 2016 года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил областному министерству инвестиций и развития проработать идею строительства с помощью облигационных займов. О принятых министерством решениях не сообщалось.
Сейчас Екатеринбургский метрополитен имеет одну линию протяженностью 12,7 км с девятью станциями. Строительство метро началось в 1980 году, открытие первых трех станций состоялось в 1991 году. Девятая и последняя на данный момент станция «Чкаловская» была открыта в 2012 году. По данным международной ассоциации «Метро», за 2015 год уральская подземка перевезла 49,2 млн человек, в среднем екатеринбургским метро пользуются 130 тыс. пассажиров в сутки. Инвентарный парк составляет 62 вагона.
Замглавы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Андрей Корюков уточнил, что часть финансовой нагрузки горожанам придется взять на себя. «Начать такую стройку без федеральной поддержки невозможно. Строительные компании говорят о том, что строить метро надо в течение пяти лет и окупать его за 20–30 лет. Какую-то нагрузку на себя должны взять горожане, то есть это рост тарифов», — сообщил он.
«Без государственного финансирования или хотя бы софинансирования проекты строительства метрополитена выглядят утопично. Пример строительства частной станции метро есть в Москве — станция „Мякинино”, но по ней механизм возврата инвестиций был другой», — отметил гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.