ГИБДД ослабила ремень безопасности
Детей старше семи лет на заднем сиденье можно перевозить без автокресел
С сегодняшнего дня родителям дано право самим решать, перевозить детей старше семи лет на заднем сиденье в автокресле или без него: вступила в силу новая редакция ПДД. Госавтоинспекция и эксперты все же рекомендуют продолжать использовать автокресла, если ребенок ниже 150 см. Уточнены и правила обгона: даже в том случае, если маневр начался через прерывистую линию разметки, но закончился через сплошную, это будет однозначным нарушением с риском лишиться прав в суде.
Первый блок вступивших с 12 июля в силу поправок в ПДД касается правил перевозки детей. До сих пор на заднем сиденье детей до 12 лет нужно было перевозить с помощью автокресел, бустеров или адаптеров ремней безопасности, на переднем — только с помощью автокресел. Теперь кресло или бустер обязательны, только если на заднем сиденье едет ребенок младше семи лет. Остальных допускается пристегивать штатными ремнями. На переднем пассажирском сиденье детей до 12 лет надо перевозить только в кресле, как и сейчас. Штраф за нарушение правил прежний: 3 тыс. руб.
Замначальника ГИБДД России Владимир Кузин во вторник пояснил: из соображений безопасности «настоятельно рекомендуется» перевозить детей в автокресле даже старше семи лет. Ребенка можно пристегивать штатными ремнями, если его рост превышает 150 см, заявила “Ъ” президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре. «Важно, чтобы верхняя часть ремня проходила не по шее, а между серединой груди и плечом,— поясняет она.— Нижняя часть ремня должна проходить по бедрам и тазу, но не по животу. Колени ребенка должны быть естественным образом согнуты, а ступни находиться на полу». В противном случае ремень может стать причиной травм, говорит госпожа Агре. Использование ремней вместо кресел допустимо, если нужно перевезти нескольких детей в одной машине или необходима перевозка больного ребенка, добавил Владимир Кузин. По его словам, специально перепроверять возраст ребенка при остановке машины инспектор не будет: «Мы рассчитываем на добропорядочность и честность родителей». Свидетельство о рождении, напомним, инспектор требовать у автовладельцев не вправе, это не предусмотрено ПДД.
Из соображений безопасности настоятельно рекомендуется перевозить детей в автокресле даже старше семи лет
Эксперты Российского Красного Креста указывали, что в Европе для перевозки без автокресла должно быть обязательно выполнено одно из двух условий: ребенок должен быть старше 12 лет либо быть выше 150 см ростом. «Раньше водитель стоял перед выбором: покупать кресло подороже или подешевле, кресло или бустер,— добавляет главный редактор программы “Главная дорога” на НТВ Илья Скрябин.— Сегодня можно вообще не покупать. И большинство водителей, особенно в глубинке, этим воспользуются. Рассчитывать на сознательность не приходится».
Отметим, что автокресла, бустеры и адаптер в ПДД не упоминаются: используется единый термин «детская удерживающая система (устройство)». Все приспособления для перевозки детей, оформленные как «системы» или «устройства» (в сертификате соответствия техрегламенту), де-юре законны, подтвердил во вторник господин Кузин. Производители адаптеров ремней безопасности, позиционируемых как дешевая альтернатива автокреслу, такие сертификаты давно получили, хотя испытания в НАМИ показали, что подобные устройства удерживают ребенка ненадежно. На этот счет уже существует богатая судебная практика: в регионах инспекторы регулярно штрафуют водителей на 3 тыс. руб. за использование адаптеров, суды постановления отменяют. В Росстандарте планируют сделать так, чтобы подобные сертификаты нельзя было получить без надлежащих испытаний.
Кроме того, в новых ПДД введен запрет на оставление детей младше семи лет без присмотра на стоянке (речь идет о предотвращении случаев, когда ребенок сидит с закрытыми окнами в машине либо авто вместе с ребенком увозят на эвакуаторе). Штраф за это нарушение составляет 500 руб., он закреплен в п. 1 ст. 12.19 КоАП РФ, пояснил во вторник господин Кузин. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков уже заявил, что планирует вносить поправки в КоАП, в которых будет записана санкция за это нарушение не менее 5 тыс. руб.
Еще одна новая статья касается правил обгона. На любых дорогах с двусторонним движением теперь запрещено движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями или сплошной линией разметки. На практике это означает: если водитель выехал на обгон в разрешенном месте через прерывистую линию, а заканчивает его через сплошную, в запрещенном месте, он будет однозначно виноват и может быть лишен прав через суд, пояснила “Ъ” юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева, ранее на этот счет часто возникали споры между водителями, инспекторами и судами. До сих пор запрет распространялся на выезд на встречку в запрещенном месте, теперь речь идет о запрете движения по такой полосе, пояснил Владимир Кузин.