«Папа, ничего, нормально дали»
Перевозчик боевиков отсидит десятилетний срок
Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС) приговорил 30-летнего махачкалинца Максуда Ризаева к десяти годам лишения свободы в колонии строгого режима за участие в бандформировании и привлечение в него другого участника. На процессе подсудимый не отрицал, что входил в состав диверсионно-террористической махачкалинской группировки, но ответственность за вовлечение в банду новых членов брать на себя не стал. В этой части защита намерена обжаловать приговор.
На оглашение приговора по делу Максуда Ризаева приехали родственники подсудимого — отец и братья. Настроение у них было подавленное: мужчины не ждали оправдательного приговора, поскольку молодой человек признал предъявленное ему обвинение в участии в незаконном вооруженном формировании «Махачкалинская группа». До выхода судьи из совещательной комнаты подсудимый и его родственники, изрядно нервничая, перебрасывались друг с другом незначительными фразами о погоде и природе.
По версии следствия, Ризаев в мае 2016 года добровольно вступил в бандформирование, действующее в Махачкале и в соседних с городом районах. В материалах дела говорится, что «Махачкалинская группа» являлась военной организацией со строгой дисциплиной ее участников, подчиненностью руководителям, у каждого члена НВФ были различные виды огнестрельного оружия и боеприпасы. Следствием было установлено, что Максуд Ризаев перевозил на автомобиле участников группировки, а также передал 15 тыс. руб. на нужды бандформирования. Кроме того, Ризаев склонил к участию в диверсионной группировке знакомого махачкалинца. Силовики задержали Ризаева в августе прошлого года, предъявив ему обвинение в содействии террористической деятельности, в участии и финансировании незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 205.1; ч. 1 и ч. 2 ст. 208 УК РФ). Как стало известно “Ъ”, именно показания завербованного Ризаевым махачкалинца легли в основу обвинения. Отметим, что этот знакомый Ризаева был осужден за участие в бандформировании.
В ходе судебного разбирательства Ризаев категорически отрицал, что привлек в группировку знакомого. Подсудимый утверждал, что это было самостоятельное решение последнего. Тем не менее суд, исследовав материалы дела и заслушав показания свидетелей, пришел к выводу о причастности Ризаева к вербовке. Гособвинитель просил суд назначить подсудимому 15 лет колонии строгого режима. Однако суд не нашел фактического подтверждения финансирования группировки подсудимым, и в приговоре это обвинение было снято с Ризаева. Суд также отметил положительные моменты в характеристике подсудимого, который работал снабженцем и содержал семью с двумя малолетними детьми.
СКОВС посчитал доказанной вину Ризаева в содействии террористической деятельности и в участии в НВФ, назначив ему по совокупности преступлений десять лет с последующим ограничением свободы на один год. В течение года осужденный не сможет после 22 часов вечера выходить из дома, он также не сможет менять место жительства и работу без уведомления правоохранительных органов. Суд зачел Ризаеву в срок наказания период его нахождения под стражей с августа 2016 года по настоящий момент. После оглашения приговора подсудимый пытался поддержать расстроенного отца: «Папа, ничего, нормально дали, не расстраивайся». Защита заявила “Ъ”, что будет обжаловать приговор в части наказания.