«МегаФон» переплетет «Евросеть»
Оператор готов консолидировать 100% ритейлера
Почти год потребовался «МегаФону» и «Вымпелкому», чтобы договориться о реструктуризации бизнеса «Евросети». В рамках сделки «МегаФон» выкупит у партнера 50% акций «Евросети», консолидировав 100% ритейлера. «Евросеть» останется на рынке, при этом половина ее салонов перейдет «Вымпелкому» и сменит вывеску. Сделка позволит операторам сократить расходы на привлечение абонентов за счет снижения конкуренции, ожидают аналитики.
«МегаФон» и холдинг Veon (управляет «Вымпелкомом») договорились о прекращении совместной деятельности в рамках «Евросети», сообщили вчера операторы. «МегаФон» приобретет у «Вымпелкома» 50% акций ритейлера и, таким образом, доведет свое владение до 100%. «Вымпелком», в свою очередь, приобретет половину салонов «Евросети», которые будут развиваться под брендом «Билайн». За эти салоны «Вымпелком» доплатит деньгами: их стоимость оценивается выше 50% стоимости «Евросети», уточняет источник “Ъ”, знакомый с условиями сделки. Как сообщал “Ъ” в марте, обсуждалась сумма доплаты в 1,25 млрд руб. В Федеральной антимонопольной службе еще не получали ходатайство о консолидации ритейлера.
«Евросеть» основана в 1997 году Евгением Чичваркиным и Тимуром Артемьевым. В 2008 году 100% ритейлера выкупил миллиардер Александр Мамут, вскоре продав 49,9% «Вымпелкому» за $226 млн. В декабре 2012 года господин Мамут полностью вышел из «Евросети», продав 25% акций «МегаФону», еще 25% холдингу Garsdale Алишера Усманова (впоследствии этот пакет также получил «МегаФон») и 0,1% «Вымпелкому». Бизнес «Евросети» в ходе этой сделки был оценен в $2,14 млрд.
Процесс распределения салонов между «Вымпелкомом» и «МегаФоном» «будет длительным и равномерным», ожидает президент «Евросети» Александр Малис. «Мы не будем сокращать сотрудников, наоборот, мы будем открывать новые магазины и нанимать людей»,— сказал он. В разговоре с “Ъ” он уточнил, что говорить о точном числе новых салонов пока рано, но их будет «большое количество». Сейчас «Евросеть» включает в себя более 4 тыс. салонов в РФ и Белоруссии.
По словам гендиректора «МегаФона» Сергея Солдатенкова, по завершении сделки «Евросеть» останется на рынке и продолжит развиваться как розничная сеть. Собеседник “Ъ” на рынке не исключает, что консолидация «Евросети» может быть лишь первым этапом реорганизации сотовой розницы в России. Как уже сообщал “Ъ”, на втором этапе возможно объединение «Евросети» с ее конкурентом «Связным» в компанию, управляющую почти 5 тыс. салонов, число которых планируется увеличить до 6 тыс. «Такая возможность по-прежнему не исключается»,— отметил собеседник “Ъ”.
Акционеры «МегаФона» и Veon позитивно отреагировали на сделку. По состоянию на 20:40 по Москве котировки Veon на NASDAQ поднялись на 1,39%, до $4 за бумагу. GDR «МегаФона» на Лондонской бирже подорожали на 2,78%, до $9,44. Аналитики также считают соглашение между операторами удачной сделкой. «Она позволит смягчить негативный тренд снижения EBITDA за счет сокращения издержек»,— отметил аналитик Fitch Ratings Вячеслав Буньков. По мнению аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, влияние консолидации «Евросети» на финансовые показатели «МегаФона» не будет значительным. «Помимо долга ритейлера “МегаФон” консолидирует также денежные средства и EBITDA “Евросети” и предположительно 1,25 млрд руб. от Veon в свою отчетность, так что долговая нагрузка не должна сильно увеличиться»,— пояснил он. Соглашение повлияет на инвестиционную привлекательность всех компаний сектора, уверен господин Либин: «Это связано с сокращением расходов на подключение новых абонентов благодаря снижению конкуренции».
Сделка также должна привести к продолжению постепенного сокращения точек продаж на сотовом рынке, ожидают аналитики. «Операторы уже заявляли о готовности упразднить до 30–50% салонов при условии рационального поведения всех участников рынка»,— напомнил Сергей Либин. При условии завершения сделки «Связной» останется единственным крупным участником рынка, формально не контролируемым ни одним из операторов. «Наиболее очевидным шагом для него будет присоединение к кому-то из операторов или, может быть, к игрокам смежного рынка, например, к ритейлерам электроники и бытовой техники»,— считает господин Либин.