Голос солнечного ретро
Умерла певица Тамара Миансарова
В Москве на 87-м году жизни от воспаления легких скончалась певица Тамара Миансарова. Она стала известной в 1960-е как исполнительница песен «Черный кот», «Пусть всегда будет солнце», «Летка-енка».
Тамара Григорьевна Ремнева (такова настоящая фамилия Миансаровой) родилась на Украине, училась в Минске и Москве и была образцовой народной певицей. Однако своей современнице Эдите Пьехе в массовой популярности Тамара Миансарова все же уступала. Сложилось так, что главными в ее карьере стали песни, которым было суждено затмить саму их исполнительницу.
«Пусть всегда будет солнце» Аркадия Островского и Льва Ошанина пела вся страна, от пионеров до космонавтов. Популярность песни перешагнула границы СССР, ее исполнял со своей группой Hootenanny Singers Бьорн Ульвеус, впоследствии один из создателей ABBA.
«Летка-енка» финского композитора Рауно Лехтинена стала популярной в нашей стране благодаря версии со стихами Михаила Пляцковского, голосу Тамары Миансаровой и, конечно, танцу, который до сих пор знает каждый, кто рос в Советском Союзе. «Рыжик», кавер-версия польской песни «Rudy Rydz», сделала певицу звездой во всех странах соцлагеря.
Наконец, именно Тамара Миансарова была первой исполнительницей «Черного кота» Юрия Саульского, который считается первым советским твистом.
Все главные шлягеры Тамары Миансаровой появились в 1960-е. Затем ее сольная карьера прервалась — очевидно, по инициативе властей, у которых артистка внезапно оказалась на дурном счету. С середины 1970-х она все больше фокусировалась на преподавательской работе, а в последние лет двадцать много появлялась на разного рода конкурсах, фестивалях и ностальгических шоу. Но это была только тень былой славы.
Лирическое сопрано Тамары Миансаровой стоит в одном ряду с голосами, символизировавшими золотую эпоху женской эстрадной песни в СССР. Тамара Миансарова, Нина Дорда, Эдита Пьеха, Майя Кристалинская, Аида Ведищева составляли обойму голосов, которые без преувеличения могли на равных конкурировать с западной популярной музыкой, если бы, конечно, в ту пору существовало единое музыкальное поле, на котором они могли бы сосуществовать и соревноваться. Эта плеяда певиц заявила о себе в 1960-е, но уже в середине 1970-х картина принципиально изменилась, веселые песни вроде «Черного кота» уступили место песням о тяжелой женской судьбе, которые исполняла Анна Герман и позднее — Алла Пугачева. Звезды 1960-х, многие из которых были еще в отличной форме, оказались в тени более востребованных коллег. Их короткая, но яркая судьба так и осталась солнечным ретро, которое толком так никто и не классифицировал и не оценил.