Вагоны выведут из парка
Инвестиции в модернизацию площадки НкВЗ превысят 2 млрд рублей
Недвижимость Новокузнецкого вагоностроительного завода (НкВЗ) продана новосибирскому «ТФМ-оператору», связанному с лизинговой компанией «Трансфин-М», за 421,8 млн руб. На площадке НкВЗ покупатель планирует реализовать проект индустриального парка, резидентами которого станут предприятия, работающие в сфере производства металлоконструкций, горно-шахтного оборудования, мехобработки и логистики. Вагоны там производиться больше не будут. Предварительно объем инвестиций в проект составит не менее 2 млрд руб. По оценкам аналитиков, окупить вложения инвестор сможет не ранее чем через семь-восемь лет.
Конкурсный управляющий ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НкВЗ) Алексей Кочетов заключил договор купли-продажи объектов недвижимости предприятия с единственным участником торгов ООО «ТФМ-оператор» (связана с ПАО «Трансфин-М»). Сумма сделки составила 421,8 млн руб. Новому владельцу достался земельный участок площадью 21,14 га, а также 46 зданий, строений и сооружений, расположенных на нем. Все это имущество находилось в залоге у основного кредитора предприятия — «Трансфин-М» (подконтролен НПФ «Благосостояние», который управляет пенсионными накоплениями сотрудников РЖД). Ему будет перечислено 80% выручки от продажи лота. НкВЗ должен «Трансфин-М» и связанным с ним структурам около 4,5 млрд руб.
ОАО НкВЗ создано в 2008 году на базе активов Кузнецкого металлургического комбината. Проектная мощность — 5 тыс. полувагонов в год. В мае 2015 года на заводе было введено наблюдение, в апреле 2016 года — внешнее управление, в феврале 2017 года — конкурсное производство. Общая сумма требований кредиторов — 6,5 млрд руб.
Как рассказал „Ъ“ заместитель руководителя департамента операционного лизинга «Трансфин-М» Евгений Ковалев, планируется, что на площадке НКВЗ уже в третьем квартале 2017 года будет зарегистрирован индустриальный парк. «Мы выступим стратегическим партнером проекта. „ТФМ-оператор“ передаст приобретенную недвижимость в аренду управляющей компании парка — ООО „УК Новокузнецкий индустриальный парк“. Она уже зарегистрирована. Для создания парка привлечены эксперты ООО "Холдинг КиПиАй" и инжиниринговой компании Agiplan»,— уточнил он.
Общая площадь производственных корпусов парка — 85 тыс. кв. м, офисных помещений — 4 тыс. кв. м. По словам Евгения Ковалева, на площадке индустриального парка не будет вагоностроительных компаний. Производственная линия НкВЗ выставлена на продажу. Начальная цена станков, оборудования, машин, агрегатов, предназначенных для сборки полувагонов — 138 млн руб. Ранее это имущество уже выставлялось на продажу, но заявок на него не было. Однако, по словам Алексея Кочетова, интерес к этому лоту со стороны потенциальных покупателей высокий. Их имена он не назвал.
Якорные резиденты, которые займут 50% площадей новокузнецкого промпарка, будут вести свою деятельность в сфере производства металлоконструкций, горно-шахтного оборудования (работает на площадке завода с начала 2017 года), мехобработки сложных изделий. Кроме того, как рассказал господин Ковалев, на площадке бывшего завода уже создан логистический центр, который обеспечивает хранение спецтехники для добычи угля, утилизации грузовых вагонов и хранения запчастей к ним. Сейчас в числе потенциальных резидентов парка около десяти компаний. Называть их господин Ковалев не стал.
По предварительным данным, объем инвестиций в создание парка составит не менее 2 млрд руб. Источник финансирования — заемные средства и средства потенциальных резидентов, сообщил господин Ковалев.
Проект создания индустриального парка на площадке НкВЗ «Трансфин-М» представил кредиторам завода еще весной 2016 года. Тогда, в рамках внешнего управления предполагалось, что потенциальными резидентами парка станут вагоностроительные, вагоноремонтные, литейные производства, предприятия по выпуску горно-шахтного оборудования, стрелочных переводов и рельсовых скреплений. Однако в сентябре прошлого года сам «Трансфин-М» и другой залоговый кредитор НПК «Геотехнологии» от этой идеи отказались.
Сроки окупаемости столь масштабных проектов, как правило, превышают семь-восемь лет, говорит директор филиала «БКС Премьер» в Красноярске Юлия Покаместова. «Эффект от потери собственного производства полувагонов в Кузбассе удастся оценить только спустя те же семь-восемь лет»,— говорит она. По оценкам и.о. заместителя губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству Юрия Ударцева, прекращение производства вагонов на площадке НкВЗ не критично для Кузбасса. «Сегодня в регионе практически нет необходимости в производстве новых вагонов, потеря завода не отразилась на грузоперевозках в Кузбассе»,— уверен он.