Finn Crisp нашлось хлебное место
Lantmannen покупает второе предприятие в России
Шведская Lantmannen, выпускающая хлебцы под маркой Finn Crisp, покупает петербургского производителя «Ориент продактс». Сделка позволит Lantmannen занять второе место на рынке хлебцев в России. На локализацию компания решилась из-за негативного влияния девальвации рубля на продажи.
Федеральная антимонопольная служба опубликовала вчера ходатайство шведской Lantmannen о приобретении 100% ООО «Ориент продактс». Оно выпускает дрожжевые хлебцы «Круазетт» и «Щедрые» на площадке под Санкт-Петербургом. По данным «СПАРК-Интерфакс», с 2011 года ООО контролируется кипрской Flabier ltd. До этого 35,5% «Ориент продактс» владел экс-гендиректор Ruric Management (управляет коммерческой недвижимостью, входит в шведскую Ruric AB) Леонид Полонский, еще 30% принадлежали бенефициару группы «Благо» Аркадию Фосману. У Роберта и Нонны Полонских было 9,5% и 15% соответственно, остальная доля была у Валентины Лабутиной.
На сайте Lantmannen сказано, что покупателем «Ориент продактс» выступит подразделение Lantmannen Cerealia (выпускает муку, мюсли и хлебцы под брендами Regal, Sopps, Finn Crisp). Сделка должна быть закрыта к началу сентября, ее сумма не раскрывается. «Российский рынок хлебцев — один из крупнейших в мире и самый быстрорастущий в Европе, популярность продукта в стране растет на фоне тренда на здоровое питание»,— говорит гендиректор Lantmannen Cerealia Кристер Закари. По данным Euromonitor International, в 2016 году продажи соленого печенья (включая хлебцы) в России выросли на 3,6%, до 40,1 млрд руб. Бренд Finn Crisp занял 2,6% рынка в денежном выражении. Крупнейшая доля у СТМ (собственных торговых марок) сетей — 13%, 10,1% продаж пришлось на марку TUC (производитель Mondelez), 9,3% — на «Яшкино» (КДВ).
Lantmannen — сельскохозяйственный кооператив, которым владеют 25 тыс. шведских фермеров. Занимается сельским хозяйством, энергетикой, производством продуктов и др. Выручка в 2016 году — 37,2 млрд шведских крон (267,8 млрд руб. по курсу ЦБ на 13 июля). Общая выручка Lantmannen в России в 2016 году выросла на 10%, до 329 млн шведских крон (2,36 млрд руб.).
Другое подразделение кооператива, Lantmannen Unibake (выпускает свежие и замороженные хлебобулочные изделия), уже владеет фабрикой в Московской области. «Ориент продактс» станет первым производством Lantmannen Cerealia в России, отмечает господин Закари. Мощность предприятия он раскрыть отказался. В 2015 году выручка «Ориент» выросла на 44,1%, до 129,9 млн руб., чистая прибыль — на 29%, до 1,7 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»).
«“Ориент продактс” — крупный игрок отечественного хлебного рынка, неудивительно, что европейский агрохолдинг обратил внимание именно на эту компанию»,— говорит исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. По оценке одного из участников рынка продуктов питания, примерная стоимость бизнеса «Ориент продактс» составляет три-пять объема годовой выручки ( 390–650 млн руб.). Приобретение позволит Lantmannen Cerealia снизить стоимость продукции и выйти на второе место по продаже хлебцев в России после ОАО «Хлебпром» (бренд Dr.Korner), добавил собеседник “Ъ” на рынке.
На хлебцы в 2016 году пришлось 10% от всех продаж Lantmannen, сообщается в ее отчетности. При этом в России позиции бренда Finn Crisp ухудшились из-за девальвации рубля. В прошлом году на российском рынке хлебцы Finn Crisp подорожали на 20%, а продажи Lantmannen Cerealia снизились на 30% в натуральном и на 19% в денежном выражении, подсчитала эксперт по ритейл-аудиту Nielsen Марина Лапенкова. По ее данным, продажи «Ориент продактс» выросли за тот же период на 38% в натуральном и на 50% в денежном выражении. Позитивную динамику госпожа Лапенкова связывает с активным наращиванием дистрибуции и ростом цен на умеренные 11%.
За последние полгода продажи бренда «Щедрые» в Metro Cash & Carry выросли на 30%, рассказали в сети. В Auchan Finn Сrisp занимают 10% ассортимента хлебцев, «Щедрые» — около 1%, сообщила директор по коммуникациям «Auchan Россия» Мария Курносова. Представитель ГК «Дикси» Владимир Русанов (сети «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт») говорит, что у продукции «Ориент продактс» в три раза больше места на полке, чем у марки Finn Сrisp.
В «Ориент продактс» вчера не ответили на запрос “Ъ”.