Дорожные контракты ждет поворот
Условия конкурсов на строительство автодорог будут пересмотрены
ОНФ с Минтрансом подготовят законопроект, в котором будут скорректированы условия конкурсов по выбору подрядчиков на дорожное строительство. Документ должен решить комплекс проблем, с которой столкнулась отрасль: низкое качество строительства и ремонта, а также массовая ликвидация и банкротство подрядных организаций, выполнявших работы.
Проблемы дорожного строительства обсуждались в четверг на круглом столе ОНФ с участием Минтранса, дорожников и дальнобойщиков. Как рассказал член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Александр Васильев, в последнее время в регионах складываются ситуация, когда контракты на дорожные работы заключаются с фирмами, которые «через пару лет приходится искать, чтобы они вернулись на объекты и выполнили гарантийные обязательства по ремонту». Такая ситуация сложилась, в частности, в Костроме, Тольятти, Ульяновской, Тюменской области, где покрытие разрушилось вскоре после укладки, а восстановить его, по сути, некому. «Администрации обращаются в суды, но это ни к чему не приводит»,— заявил господин Васильев.
Член центрального штаба ОНФ Светлана Калинина привела данные мониторинга госзакупок: за полтора года в РФ было расторгнуто всего 6% контрактов на выполнение дорожных работ. Из 48 регионов, где контракты были расторгнуты, лишь в 13 с недобросовестных подрядчиков были взысканы штрафы (на сумму 39,4 млн руб), в 35 субъектах федерации штрафы не применялись. «Мы призываем чиновников жестко спрашивать с подрядчиков за плохой ремонт дорог»,— заявила она. «В целом, система построена на том, чтобы просто освоить деньги дорожных фондов»,— добавил Александр Васильев.
«Сейчас на дорожных конкурсах выбираются компании, способные дать самое дешевое предложение (что влечет использование некачественных материалов и дешевой рабочей силы)».
За последние два года 70% малых предприятий в области строительства (в том числе дорожного) обанкротились, привел данные президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. «Это страшная картина, ушли с рынка киты отрасли, крупные проектные институты,— заявил он.— В итоге половина брака на дорогах связана с отсутствием конкуренции». По его словам, сейчас на дорожных конкурсах выбираются компании, способные дать самое дешевое предложение (что влечет использование некачественных материалов и дешевой рабочей силы). А за рубежом решения принимаются в том числе с учетом затрат на весь последующий период эксплуатации дороги.
«Нормальных организаций, способных качественно сделать работы, у нас много,— отметила вице-президент объединения работодателей в дорожном хозяйстве АСПОР Ольга Малова.— Но контракты, как правило, не продуманы, требования самые высокие, а оплата минимальная. За эти деньги качественно и в срок работать просто невозможно».
В качестве решения были предложены разные сценарии. По мнению члена организации «Дальнобойщик» Игоря Пасынкова, в ходе конкурса должна выбираться организация, которая будет отвечать за ремонт дороги и за ее содержание (сейчас это разные структуры). «Такие компании, как правило, имеют свою технику, громадный опыт,— говорит он.— При таком подходе дороги будут ходить по семь-десять лет». Господин Васильев заметил, что возложение всей ответственности за дорогу на одну компанию — это «риск коррупции».
Начальник управления ремонта и содержания автодорог подмосковного Минтранса Дмитрий Липатов рассказал о подготовке законопроекта (поправки в закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»): в нем будет уточнены требования к конкурсным процедурам. В частности, от участника конкурса будет требоваться банковская гарантия (в размере около 10% всего контракта), необходимая для гарантийного ремонта дороги: в этом случае даже при ликвидации компании необходимые работы можно будет оплатить. Кроме того, по словам господина Липатова, есть предложение о проведении предквалификационых отборов подрядчиков, в которых будет проверяться не только опыт компаний, но наличие техники и производственной базы.
Директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко рассказал, что дополнительные требования к подрядчикам во время конкурсов предъявлять сейчас нельзя, это считается ограничением конкуренции, нужно менять закон. При этом, по его словам, к подрядчикам в зависимости от вида работ и категории дороги (строительстве, например, 100-километрового участка магистрали или ремонте несколько городских улиц) должны предъявляться разные требования. «Мы уже готовим поправки в законодательство»,— заявил господин Костюченко.
Осенью, скорее всего, будет подготовлен и внесен в Госдуму законопроект с предложениями Минтранса и экспертов, направленный на решение сложившихся проблем, заявил “Ъ” Александр Васильев: «К тому времени мы проведем дополнительный мониторинг ситуации в регионах, соберем рабочую группу».
«Низкий уровень подрядчиков на рынке строительства и ремонта автомобильных дорог — это результат, прежде всего, непрозрачных условий допуска на рынок, в котором основным заказчиком является государство. Для развития отрасли и роста количества добросовестных подрядчиков необходимо обеспечить честные, справедливые и администрируемые условия проведения закупок, чтобы контракты заключались с участниками, предложившими лучшие условия его исполнения, а не с ''нужными'' заказчику исполнителями»,— сообщил “Ъ” замруководителя ФАС Рачик Петросян. Господин Петросян отметил, что действующее законодательство уже предусматривает установление дополнительных требований к подрядчикам в зависимости от сложности закупаемых работ: например, для участия в закупках потенциальный подрядчик обязан обладать опытом успешного выполнения аналогичных работ на сумму не менее 20% от цены заключаемого контракта. Кроме того, подрядчики отбираются путем конкурса на электронных аукционах с жесткими требованиями к качеству и квалификации. По словам замруководителя ФАС, идея допуска на рынок подрядчиков не нова и успешно применяется, однако ФАС не может согласиться с наделением заказчиков правом устанавливать неадминистрируемые и субъективные требования, которые «применяются с целью узаконить отказ в допуске к закупкам ''ненужных'' компаний».