«Все зависит от людей»
В этом году исполняется 70 лет Дню шахтера. К этому событию по инициативе крупнейшей в стране Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) в регионах России прошла шахтерская олимпиада. Соревновались машинисты гигантских экскаваторов, водители БелАЗов, операторы буровых установок, взрывники, горные спасатели, очистники, проходчики... "Огонек" побывал на олимпиаде и узнал, что общего у современного шахтера с космонавтом и военным
Высота экскаватора 8 метров, только гусеницы с человеческий рост. Ковш вмещает 12 тонн породы, ну или "небольшой пионерский отряд",— шутят машинисты экскаваторов. Этим ковшом предстоит аккуратно насыпать песок в обычное ведро, не опрокинув его. Забить мяч в ворота, снять небольшой брусок, установленный на двух других так, чтобы нижняя конструкция устояла. Сделать змейку вокруг колышков.
— Когда змейку делаешь, ковш нужно сантиметрах в трех от колышка проводить,— рассказывает машинист экскаватора с Кузбасса Вячеслав Савченко,— да справимся. Техника современная. В кабине мониторы покруче, чем у каких-нибудь программистов. Но самое сложное, конечно, песок в ведро насыпать.
— Техника, да,— вмешивается машинист буровой установки Павел Канайкин,— но у нас, например, задание пробурить скважину максимально быстро на заданную глубину, например на 3 метра. Бурить приходится на глаз. Тут чувствовать нужно. Тут на одной технике не выедешь.
Сергей Сычев из Хакасии борется за победу в категории "Взрывные работы". Прежде чем экскаватор начнет отгружать породу, твердый угольный пласт нужно взорвать. Сергей — мастер по направленным взрывам. "Да это мечта любого мальчишки — что-нибудь взрывать. А тут еще и платят за это,— смеется Сергей,— а на самом деле подготовка, конечно, нужна серьезная. Я окончил Красноярский университет по специальности "шахтно-подземное строительство". Для нас самое важное — это техника безопасности. Каждый год нас заново экзаменуют и только потом к дальнейшей работе допускают".
Согласны на мундир
Шахтерскую олимпиаду проводит крупнейший угледобытчик в стране — Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК). Участвуют около 400 шахтеров Красноярского, Забайкальского, Приморского и Хабаровского краев, Кемеровской области, республик Бурятия и Хакасия. Сначала каждый регион проводит местный конкурс профессионального мастерства, и победители отправляются на финальные соревнования. Часть финальных состязаний проходит на одном из крупнейших в России угольном разрезе — Тугнуйском в Бурятии. Здесь нет шахт. Пласты угля лежат близко к поверхности. Нужно снять верхние слои грунта и появляется черная, подернутая серебром порода.
— Все зависит от людей,— говорит генеральный директор СУЭК Владимир Рашевский,— техника может быть самая совершенная, но если люди не умеют на ней работать или работают недостаточно эффективно, мы не сможем реализовать весь ее потенциал. Олимпиада нужна для нескольких целей, прежде всего это обмен опытом. Она дает людям возможность почувствовать уважение к своей профессии, гордость от того дела, которым они занимаются. Это мероприятие, которое помогает подсмотреть, что и как делают коллеги. Помогает наработать новые технологические решения и начать их реализовывать.
Победители соревнований получают ценные призы и денежные премии. Но некоторые признаются, что основная мотивация все-таки честь профессии. У шахтеров, как и у военных, есть свой "горный мундир". Эта традиция существует еще со времен Петра I. Сейчас руководители и специалисты по праздникам надевают темно-синий мундир с двумя скрещенным молотами на погонах. "Есть такие, которые просят — не надо нам приза, лучше мундир сшейте",— рассказывают в СУЭК.
Профессия шахтера считалась в Советском Союзе почти военной. Еще бы, ведь горняки сражались за индустриализацию страны. Во время войны от них зависело производство и стали, и военной техники. День шахтера впервые отпраздновали в 1947 году в благодарность за вклад горняков в победу. И сейчас среди зрителей, которых пригласили на соревнования, много ветеранов, в мундирах, с орденами на груди. У шахтеров свои награды. Например, почетным знаком "Шахтерская слава" награждают за безупречную работу и выслугу лет. У Евгения Путинцева на груди не только "Шахтерская слава", но и все три степени почетного знака "Трудовая слава". "Я 25 лет водил БелАЗ,— рассказывает он,— 110-тонный, в три человеческих роста. Да ничего там сложного! Управление легче, чем на "жигулях". Зато девушек впечатляло, что я такой махиной управляю. Сейчас, конечно, все гораздо удобнее, проще. Вообще здорово, что так много молодежи идет в нашу профессию".
Участники соревнований — молодые ребята. Есть среди них и женщины. Например, Елена Шувалова — лучший водитель БелАЗа из Хакасии. Она обходила мужчин в соревновании несколько лет подряд.
Наследники Стаханова
Россия — третья в мире стана по добыче угля. Его экспорт ежегодно приносит стране около 10 млрд долларов, основной покупатель — страны Азии. Только СУЭК добывает 105 млн тонн угля в год. Здесь, на Тугнуйском разрезе, было поставлено восемь мировых рекордов по добыче. Из них шесть принадлежат участку, который возглавляет Андрей Жилкин. Он работает в СУЭК 25 лет, прошел путь от чистильщика вагонов до начальника бурового участка Тугнуйского разреза. На парадной форме шахтера несколько медалей.
— "Горняцкую славу" мне дали за наши рекорды,— рассказывает Андрей Жилкин,— норма выработки в день 550 погонных метров. Мы сделали 1941 метр. В месяц самый высокий показатель был 42 тысячи погонных метров. А мы сделали 52 292. Иностранный производитель буровой установки не может поверить, что на ней можно добиться таких результатов. Никто в мире, кроме нас, этого не делал.
Мировые рекорды на Тугнуйском разрезе ставят и на экскаваторах. В 2012 году бригада экскаватора установила рекорд по отгрузке пород в автотранспорт — 1,782 млн куб. м за месяц. Это достижение было включено в Книгу рекордов России и Европы. В июле 2016 года горняки превзошли свой собственный мировой рекорд почти в два раза — за месяц погрузили: 2,102 млн куб. м угля. Производитель экскаватора тут же поднял на него цены в два раза.
Сегодня шахтеры работают на суперсовременной технике. Почти как космонавты. Кабины машинистов экскаваторов оснащены бортовыми компьютерами, креслами-пультами и экранами для трансляции с внешних камер видеонаблюдения. Даже команда, которая работает на экскаваторе, называется экипажем. На Тугнуе есть два шагающих экскаватора, которых больше нет нигде в России. Это могучие машины вышиной с пятиэтажный дом и длиной стрелы 90 метров. Труд шахтеров облегчают инновационные технологии. Специальные системы наблюдения позволяют операторам видеть в шахте каждого человека. Кроме того, удаленно и в реальном времени отслеживается состояние техники — вплоть до давления и температуры в колесе БелАЗов, его пробега. В каску горняков встроен речевой оповеститель — как у военных летчиков. Он сообщает об опасной ситуации. Система наведения парового станка бурения напоминает космическую стыковку. Доступ на рабочее место — только через катализатор на алкоголь. Поэтому, рассказывают в компании, некоторые женщины просят руководство: "Возьмите на работу моего мужа. Он хоть пить перестанет".
И, конечно, огромное внимание уделяется технике безопасности. Космонавт Сергей Волков, человек который 3 раза побывал в космосе, недавно занял должность заместителя директора по производственным операциям. Он отвечает за подготовку кадров в СУЭК. И по его словам, отношение к правилам безопасности — то, что роднит подготовку шахтеров и космонавтов. "Мы будем готовить персонал не просто как космонавтов, а лучше,— говорит Волков.— Здесь не может быть нарушения правил безопасности — так же, как в космосе. Каждый должен знать, что малая ошибка может привести к большой беде".
Уважение к углю
В Бурятии открыта добыча на еще одном разрезе — Никольском, уже начато строительство нового корпуса обогатительной фабрики, которая в полтора раза увеличит объемы обогащения руды. Значит, появятся новые рабочие места. Большинство жителей окрестных сел работают на разрезе. На Тугнуе зарплаты в среднем в 2 раза выше, чем в регионе.
Рост добычи в регионе сочетается с серьезной заботой об экологической безопасности. В Бурятии, республике, опоясывающей Байкал, вопросы экологии имеют особый статус. СУЭК вложил в экологические мероприятия в 2017-2018 годах 3,5 млрд рублей.
— Компания запускает в этом году и закончит в следующем строительство объединенных очистных сооружений для двух разрезов,— говорит генеральный директор СУЭК Владимир Рашевский.— Они будут построены на базе наилучших доступных технологий, чтобы обеспечить качество воды на уровне, который требуется в байкальской зоне, и эти требования значительно выше, чем по стране.
Кроме того, сотрудники компании участвуют в различных акциях по посадке деревьев и очистке Байкала, спонсируют Баргузинский заповедник, запускают мальков рыбы в реки.
"Мы так ждали этой олимпиады,— признаются шахтеры ветераны,— хотелось посмотреть, какая ловкая молодежь у нас выросла". "Я к углю за 40 лет знаете как привык,— делится водитель бульдозера Николай Смирнов,— на пенсии уже пять лет, а глаза иногда закрываю, а передо мной эти горы черные с искорками. К углю больше уважения должно быть, чем к алмазам. Это ведь и хлеб, и свет и тепло".