ФСИН вступилась за инвалида
Завершено медицинское обследование осужденного за разбой колясочника Антона Мамаева
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) попросила суд освободить из-под стражи обездвиженного инвалида Антона Мамаева, который осужден за разбой. Он приговорен к четырем с половиной годам, жертвой разбоя признан бывший спецназовец. Просьбы освободить инвалида также подали омбудсмен, гособвинение и защита.
В Москве врачебная комиссия городской клинической больницы имени А. К. Ерамишанцева завершила обследование 28-летнего осужденного инвалида Антона Мамаева и, судя по всему, установила у него заболевание, препятствующее содержанию под стражей. «Сегодня ФСИН России направит медицинское заключение в суд для принятия решения об освобождении инвалида первой группы из-под стражи»,— заявили в пресс-службе ФСИН РФ. Сейчас осужденный находится в больнице МСЧ-77 при СИЗО-1 в палате, оборудованной для содержания инвалидов-колясочников. «Для осуществления ухода за ним закреплен осужденный отряда хозяйственного обеспечения СИЗО»,— пояснили в ведомстве.
Пресс-секретарь суда Мария Прохорычева сообщила, что «дата заседания для решения вопроса по мере пресечения в связи с поступившей копией медицинского заключения в настоящее время не назначена».
Москвич Антон Мамаев страдает спинальной мышечной атрофией с детства. Это прогрессирующая болезнь: с возрастом у человека отказывает все больше мышц. Он родился в семье военных, где уже был ребенок с таким же диагнозом. Он весит 18 кг и не в состоянии самостоятельно передвигаться и питаться. Тем не менее господин Мамаев выучился на экономиста, работал по специальности, даже создал свою фирму. Уголовное дело против него было заведено осенью прошлого года. Инвалид утверждает, что купил мотороллер у знакомых за 160 тыс. руб., чтобы затем продать. Однако владельцы мотороллера, один из которых — бывший боец спецназа, заявили, что инвалид и его помощник Василий Сероштанов отобрали у них собственность, угрожая применить насилие. 30 июня Тимирязевский районный суд Москвы приговорил господина Сероштанова к трем годам колонии, а господина Мамаева — к четырем с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
После того как члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы заявили, что в СИЗО находится обездвиженный человек и непонятно, как он будет в дальнейшем отбывать наказание, к делу подключились Генпрокуратура и уполномоченный по правам человека при президенте РФ Татьяна Москалькова. Омбудсмен подала в Мосгорсуд ходатайство об освобождении инвалида. Кроме того, приговор обжаловало гособвинение, попросив отменить его и направить дело на новое рассмотрение, освободив на это время инвалида из-под стражи. Глава Общественного совета при МВД РФ Анатолий Кучерена заявил о необходимости дать оценку деятельности правоохранительных органов, которые вели следствие.
Напомним, что осужденные могут быть освобождены из-под стражи, если у них есть заболевание из перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденного постановлением правительства в 2011 году. В перечне, в частности, есть пункт о тяжелых формах заболеваний костно-мышечной системы с прогрессирующим течением. Решение об освобождении принимает суд на основании медицинского заключения. Председатель ОНК Москвы Вадим Горшенин выразил надежду, что суд рассмотрит этот вопрос в ускоренном темпе. «Для информации: в московских СИЗО сейчас находятся 90 инвалидов, девять из них первой группы, 20 — второй и 61 — третьей группы. За полгода 57 человек прошли медико-социальную экспертизу. У 17 человек инвалидность была поставлена впервые, у 29 подтверждена»,— пояснил господин Горшенин.
Чего не хватает общественной дискуссии по делу
Благодаря вмешательству общественности историю удалось придать огласке — за Мамаева вступились правозащитники. По мнению политического обозревателя «Коммерсантъ FM» Дмитрия Дризе, главное сейчас — выяснить, мог ли Мамаев совершить преступление. Читайте подробнее