«Ассоциация — всего лишь площадка, где каждый банк — один голос»
Глава АРБ Гарегин Тосунян в эфире «Ъ FM» — о претензиях банков
Сразу восемь крупнейших банков страны вышли из профильной ассоциации. В совместном заявлении финансовых организаций подчеркивается, что банки недовольны отсутствием диалога с президентом ассоциации Гарегином Тосуняном и намерены создать новое объединение. В вечернем эфире «Коммерсантъ FM» глава АРБ Гарегин Тосунян ответил на претензии в свой адрес.
Марат Кашин: Вы принимаете какие-то из претензий банков, которые объявили о выходе?
Гарегин Тосунян: Не принимаю, ни одной из претензий не принимаю. Активность ассоциации определяется ее участниками, и если она в чем-то неактивна — никто не мешает быть активными всем участникам.
А если говорить о том, что какие-то решения принимаются якобы единолично, то это по определению невозможно, потому что у нас один банк — один голос, и, видимо, этот принцип как раз больше всего и раздражает некоторых участников ассоциации, в том числе тех, которые заявили о своем выходе.
Марат Кашин: То есть крупные игроки рынка хотели получить возможности большего влияния, больше, чем один голос?
Гарегин Тосунян: Понимаете, еще можно было бы понять, если ты имеешь возможность больше аргументов приводить, больше авторитета, воздействовать на мнение других — это тоже большее влияние, нормальный режим. Но когда речь идет о том, что только ограниченное количество знает, как правильно, но при этом об этом никому не говорит, потому что ни одного замечания на советах ассоциации, на съездах ассоциации, на наших заседаниях никто ни разу не высказывал. Единственный раз перед съездом в марте Альфа-банк заявил о несогласии с годовым докладом, и то результат голосования был такой: 44 члена совета проголосовали за доклад, один – Альфа-банк — проголосовал против доклада. Все решения вырабатываются коллегиально, по принципу «один банк — один голос» на советах, на съездах, на заседаниях, которые регулярно проходят. Даже если было бы огромное желание у кого бы то ни было узурпировать власть, это было бы невозможно, тем более президенту, который является административным лицом всего-навсего. А банки, тем более крупнейшие, имеют массу возможностей, чтобы формулировать свою позицию, чтобы ставить вопросы.
Недавний вопрос, например, который поставили на совете ассоциации буквально две недели назад — это вопрос, связанный с конфликтом Сбербанка с «Роснефтью». Вопрос обсуждался, высказывались разные мнения, Ассоциация в результате интегрально выработала свое мнение, сформулировала, опубликовала его. Вот такой принцип решения вопросов. Никто, в том числе две недели назад, нам не высказывал мнения, что мы решаем как-то не так вопросы, что мы неэффективны, что мы слушаем голос банков, что мы неконструктивны. Да, полемика есть, да, есть разные мнения, в том числе и с Центральным банком мы полемизируем, в этом нет ничего плохого.
Олег Богданов: А не опасаетесь ли вы, что, согласно старому принципу, раз побежали крупные клиенты, побегут и мелкие?
Гарегин Тосунян: Это все зависит от того, чего хотят люди. Если люди хотят, чтобы за них кто-то решал, то побегут. Те, кто хочет быть самостоятельными игроками, я думаю, не побегут. Это очевидно. Поэтому жизнь покажет.
Марат Кашин: Одним из поводов для конфликта между банками и АРБ стал годовой доклад Ассоциации, опубликованный в конце марта. В нем руководители ассоциации подвергли резкой критике действия ЦБ по расчистке банковского кризиса.
Гарегин Тосунян: Не резкой. Достаточно конструктивной критике. Подвергли еще критике действия финансовых властей, которые конкуренцию нарушали, когда узкой группе банков давали доступ к тем или иным ресурсам. Это было.
Марат Кашин: И во время съезда доклад АРБ, в частности, резко раскритиковал глава ВТБ Андрей Костин. Он заявил, что ассоциация не объединяет, а, напротив, разъединяет банки. По всей видимости, Андрей Костин был инициатором массового выхода банков?
Гарегин Тосунян: Нет, никоим образом. Я уверен, что это не Андрей Костин. Это они пускай сами вам отвечают на вопросы. Там была нормальная полемика с юмором и с определенным обращением. Кстати, в тексте доклада никаких серьезных упреков в адрес Центрального банка нет, были замечания по поводу происходящих процессов. Мы все друг другу как-то формулируем определенные позиции, и мы тоже в свой адрес замечаний выслушиваем достаточно с пониманием и с выводами.
Олег Богданов: Как вы думаете, кто победит в этой ситуации, а кто проиграет?
Гарегин Тосунян: Я в этих терминах не готов вести полемику, потому что считаю, что мы не должны обижать друг друга, мы должны побеждать состояние рынка, способствовать его развитию, а не пытаться кого-то победить. Я думаю, что ассоциация ни с кем не воевала, не воюет и воевать не будет. Если кто-то выражает свое недовольство или пытается воевать с ассоциацией, то мы абсолютно в этом смысле миролюбиво настроены, конструктивно настроены, будем вести этот диалог, а не пытаться кого-то победить.
Марат Кашин: Зампред Альфа-банка Владимир Сенин говорит, что смена руководства АРБ не решит проблем накопившихся, нужна полная реорганизация объединений, в том числе и в регионах. Ваше отношение к этому?
Гарегин Тосунян: Вы знаете, каждый имеет право говорить то, что думает. Сенин уже не первый раз с инициативами по поводу реорганизации, преобразования выступает. Это его право, пускай генерит идеи дальше. Ассоциация российских банков — достаточно уже долго существующая структура, достаточный авторитет имеющая и заявившая о себе, чтобы она обязательно подвергалась реорганизации по инициативе одного, двух или трех участников. По крайней мере, до сих пор в рамках АРБ банки не выражали недовольства тем, как построена работа, какова ее активность, насколько она конструктивно ставит проблемы и пытается их решать.
Марат Кашин: На лентах новостей прошло сообщение, что «Центробанк с волнением наблюдает за развитием конфликта вокруг АРБ». Какую роль ЦБ может сыграть в нынешнем споре? Может ли отрегулировать ситуацию? В чем помощь ЦБ в данной ситуации вы видите?
Гарегин Тосунян: Центральный банк в этом смысле немного вне и над этими вопросами. Он всегда подчеркивал, что это исключительно компетенция самих банков. И эту деликатную и корректную позицию соблюдает уже многие-многие годы. Я думаю, что ЦБ и слышали бы друг друга, и у меня в этом вопросе нет претензий — мы с Центральным банком слышим, оппонируем друг другу, во многих вопросах совместно движемся в решении вопроса, в каких-то мнения расходятся — это нормальный процесс нашего взаимодействия с Центральным банком, который, я уверен, в таком же русле и будет продолжаться.
Марат Кашин: Некоторые большие банки активно вас поддерживают, по их мнению, ассоциация очень помогает в диалоге с Минфином и ФАС. Может быть, именно мелким банкам нужна такая организация, как ваша, а крупные обойдутся? Те, кто из нее вышел, что потеряли, с вашей точки зрения?
Гарегин Тосунян: Как раз вопросы, которые отражены были в нашем годовом докладе, особенно вопросы о нарушении конкуренции, ставили не мелкие банки, а ставили как раз второго, третьего, четвертого-пятого-шестого десятка банки — это довольно крупные игроки рынка. Поэтому говорить о том, что ассоциация защищает только интересы малых банков — это не так. Мы всегда были и будем ассоциацией крупнейших банков. Даже если самые крупные считают, что мы не отражаем их интересы, то после самых крупных есть еще второй, третий и так далее десяток. В этом смысле мы, надеюсь, их поддержкой тоже сумеем заручиться, потому что они имеют площадку, на которой они себя могут выражать в полном объеме. Поймите, ассоциация — это всего-навсего площадка, открытая для ее членов, где каждый банк — один голос.