«Мягкая сила» не для Дональда Трампа
США уступили лидерство в рейтинге эффективности ее использования
Обойдя в этом году США, Великобританию, Германию и Канаду, Франция впервые возглавила список самых влиятельных государств по критерию «мягкая сила». Россия при этом поднялась с 27-й позиции на 26-ю, Китай — с 28-й на 25-ю. Эти данные содержатся в исследовании The Soft Power 30, которое третий год подряд проводится международной консалтинговой компанией Portland. В числе причин зафиксированных изменений эксперты называют использование президентом США Дональдом Трампом «изоляционистской и популистской риторики», а также активную дипломатическую деятельность Парижа.
Под «мягкой силой» (soft power) эксперты подразумевают способность страны отстаивать свои интересы за счет привлекательности национальной культуры, технологических достижений и дипломатической деятельности — в противовес «жесткой силе» (hard power), основанной на военном и экономическом давлении. Впервые это понятие сформулировал в 1990 году профессор Гарвардского университета Джозеф Най. По его словам, в обычных условиях «мягкая сила» — относительно устойчивый ресурс. Однако в этом году из-за недавней смены руководства США и Франции все карты оказались спутаны.
Рейтинг The Soft Power 30, подготовленный международной консалтинговой компанией Portland и оказавшийся в распоряжении “Ъ” накануне его публикации, отразил эту изменившуюся картину мира. Первая строчка досталась Франции. Поднявшись с прошлогоднего пятого места, она обошла США, Великобританию, Германию и Канаду — прежде всего благодаря победе на президентских выборах основателя движения «Вперед!» Эмманюэля Макрона. Как отмечается в исследовании, этот политик сумел объединить нацию вокруг «идей глобализма и прогресса» и фактически вытянул страну из состояния длительной социальной депрессии. Несмотря на сохраняющиеся угрозы терактов, Франция с ее музеями и другими выдающимися объектами культурного наследия сохранила прежнюю привлекательность для иностранных туристов. При этом, как отмечается в докладе, свои позиции в рейтинге «мягкой силы» она укрепила за счет активной дипломатической деятельности и участия практически во всех крупнейших международных событиях.
А вот Соединенные Штаты, которые в 2016 году возглавляли индекс The Soft Power 30, оказались на третьем месте. Это произошло во многом по той причине, что новый президент Дональд Трамп отказался от политики «стратегического терпения» в отношении традиционных противников США (таких как Иран и Северная Корея), проводимой предыдущей администрацией во главе с Бараком Обамой. Кроме того, как отмечается в докладе, господин Трамп активно использует изоляционистскую и популистскую риторику и в целом доказал, что предпочитает как раз «жесткую силу».
Россия в обзоре компании Portland упомянута лишь как государство, переместившееся с 27-го места на 26-е. В предыдущем исследовании ей было уделено куда больше внимания: тогда РФ впервые попала в рейтинг. Авторы исследования писали об ухудшении имиджа РФ после присоединения Крыма и событий на юго-востоке Украины, а также о действующих в отношении Москвы санкциях США и ЕС. Однако при этом они отмечали: Россия обладает «богатым ресурсом культурного влияния», многомиллионная российская соцсеть «ВКонтакте» не теряет своей популярности, а борьба против «Исламского государства» (запрещено в РФ) в целом положительно сказалась на восприятии России в мире.