Номинальные права
О чем не узнают миноритарии
Владельцев небольших пакетов акций ограничили в правах. Теперь они не имеют доступа к информации о компаниях, которыми частично владеют. Такая норма прописана в законопроекте, который Госдума приняла во втором чтении. Что теперь не смогут узнать владельцы небольшого пакета ценных бумаг? Выясняла Яна Лубнина.
Депутаты Госдумы одобрили законопроект об ограничении прав миноритариев еще в пятницу. Теперь владельцы небольших пакетов акций могут получить лишь ограниченный набор данных. Им будет доступен договор о создании структуры, решения о выпуске ценных бумаг, годовой отчет, протоколы общих собраний акционеров и списки аффилированных лиц.
Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин отметил, что установлено несколько порогов доступа. «Раньше акционер даже с одной акцией имел право запросить большое количество документов. Все согласились, что, имея одну ценную бумагу, неразумно предоставлять такое бесконтрольное и бесконечное право доступа к данным. Теперь введено два порога: 1% и 25%. Если у вас 25% акций, то вы обладаете более расширенным правом доступа к документам, вам становятся доступны протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа и документы бухгалтерского учета», – рассказал Спирин.
Новые правила обязывают миноритариев при запросе определенных документов указать деловую цель, ради которой они потребовались.
Руководитель антимонопольной практики «ФБК Право» Сергей Ермоленко уверен, так крупные компании смогут бороться с шантажом со стороны миноритариев: «Это отнимает некий ресурс у крупных компаний. Миноритарные акционеры иногда злоупотребляют своими правами. Появляется некий шантаж из серии, если вы купите у мой пакет, то я от вас отстану», – отметил Ермоленко.
Глава петербургского отделения Transparency International Дмитрий Сухарев полагает, что законопроект изначально составлен так, что он него выигрывают структуры с госучастием: «Государственные компании таким образом уходят от какого-либо контроля со стороны общества. Потому что, если раньше кто-то мог купить акции «Газпрома» и получать информацию о деятельности корпорации, то теперь это будет сделать невозможно», – подчеркнул Сухарев.
Президент инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгений Коган полагает, что ограничение прав миноритариев отрицательно скажется на российском фондовом рынке. «Миноритарий в нашей стране – это существо униженное, оскорбленное и не имеющее особых прав. Мажоритарий может делать все, что хочет. Способствует ли это популяризации развития нашего рынка? Конечно, нет. Поэтому наш фондовый рынок, который начинался так бодро и весело в 90-е годы, сегодня чувствует себя достаточно плохо. Все прекрасно понимают, что права миноритариев – это номинальная вещь», – рассказал Коган.
Собеседники «Коммерсантъ FM» уверены, что закон об ограничении прав владельцев небольших пакетов акций не пойдет на пользу устойчивости фондового рынка. Ранее с подобной инициативой выступили крупные компании. Под письмом Владимиру Путину подписались главы «Лукойла», «Транснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и «Ростеха».