Не в дачах дело
Почему Россия и США не могут договориться о дипсобственности
Москва в ближайшее время может ввести ответные меры на арест дипсобственности в США, заявил замглавы российского МИДа Сергей Рябков, отметив, что «американские интересы в России могут пострадать». Накануне он провел переговоры в Вашингтоне с заместителем госсекретаря США Томасом Шэнноном. На выходе из Госдепартамента репортеры задали Рябкову вопрос, вернула ли России свою собственность, на что он ответил «почти, почти».
Глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов считает, что Вашингтон твердо намерен получить хоть какие-то уступки со стороны Москвы. «К сожалению, это очень яркий пример того, до какого степени деградировали отношения России и США. Совершенно техническая тема требует усилий лучших дипломатов и обсуждается уже который месяц. Мелкий вопрос превратился в грандиозный. Уже не в дачах дело, а в вопросах сохранения лица и государственного престижа», – отметил Лукьянов.
Изначально администрация Дональда Трампа давала понять, что готова снять ограничения с российской дипломатической собственности при одном условии — если правительство России согласится выделить участок в Санкт-Петербурге для строительства нового комплекса зданий консульства США. Такое разрешение было выдано в 2014 году, но затем его отозвали. В Москве требование Вашингтона посчитали нелогичным. По данным Washington Post, в мае 2017 года госсекретарь США Рекс Тиллерсон довел до сведения российских дипломатов, что возвращение дач больше не зависит от решения этого вопроса.
Тогда же, в мае, помощник российского президента Юрий Ушаков заявил, что Москва пока проявляет терпение, но готова пойти на ответные меры. О том, что конкретные ограничения прорабатываются, в конце июня сообщила официальный представитель МИД Мария Захарова.
В июле заместитель советника президента США Себастьян Горка связал возвращение дипсобственности с тем, будет ли Россия выполнять обязательства по соблюдению режима перемирия в Сирии. В Кремле постановку вопроса о каких-либо требованиях к Москве по вопросу о дачах назвали некорректной.
Позднее сам Сергей Рябков в интервью «Интерфаксу», отвечая на просьбу пояснить значение слов «почти-почти», сказал, что «"почти" – не считается».
Стороны действительно могли достичь определенных договоренностей, считает заведующая отделом внешней политики газеты «Коммерсантъ» Елена Черненко: «Вот это «почти-почти» звучит, как будто бы действительно о чем-то договорились. Ранее он таких оптимистичных заявлений не делал. То, что Москва не вводит ответные меры, а пока лишь предупреждает – это понятно. Идет повышение ставок, давление на противоположную сторону. Я не думаю, что Россия будет официально соглашаться на какую-то сделку. Дачи в обмен на Сирию – это было бы просто смешно. Речь может пойти о каких-то уступках. Американцы хотят расширить, перестроить свое генконсульство в Санкт-Петербурге. Сейчас возможно вернуться к прежним договоренностям. Уже прошло полгода с конца декабря, когда были введены эти санкции, но я не думаю, что речь идет о вводе каких-то ответных мер завтра-послезавтра. Наверное, еще какое-то время есть, но его немного».
На прошлой неделе официальный представитель МИД Мария Захарова сообщила, что Россия может сократить численный состав посольства США в Москве. Зеркальные меры могут коснуться и американской недвижимости – в столице у дипмиссии Соединенных Штатов есть два земельных участка — под дачу и под склад.