Решение Международного суда ООН передали в крымскостоящую инстанцию
Активисты требуют отмены запрета Меджлиса
Первый зампред запрещенного в РФ Меджлиса крымских татар Нариман Джелялов и адвокат Николай Полозов подали в Верховный суд (ВС) Крыма заявления о пересмотре решения о запрете Меджлиса «по вновь открывшимся обстоятельствам». Таковым они считают решение Международного суда ООН, который в апреле указал РФ сохранить «представительские институты крымских татар», в том числе Меджлис. Эта организация в 2016 году была признана экстремистской и запрещена в РФ решением ВС Крыма и РФ. Депутат Госдумы Руслан Бальбек заявил “Ъ”, что российское правосудие «не пересматривает свое решение по экстремистам и террористам».
Николай Полозов 18 июля обратился в ВС Крыма с заявлением о пересмотре решения о запрете Меджлиса в связи с вынесением приказа о применении временных мер Международным судом ООН. 19 апреля суд указал, что «Россия должна воздержаться от того, чтобы продолжать применять ограничения на возможность крымских татар сохранить свои представительские институты, включая Меджлис». Господин Полозов считает, что суд должен отменить запрет на деятельность Меджлиса. «Международный суд ООН признал нарушение РФ международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, таковым он считает и запрет Меджлиса. Конвенция имеет приоритет над федеральными законами, поэтому суд должен устранить ее нарушения»,— пояснил господин Полозов. Он надеется, что ВС Крыма «отбросит политические мотивы» и примет «правовое решение».
Меджлис крымских татар был признан экстремистской организацией, и его деятельность запрещена в РФ в апреле 2016 года. Такое решение принял ВС Крыма, рассмотрев иск прокурора Крыма, которым тогда была Наталья Поклонская. Решение крымского суда подтвердил ВС РФ.
Первый зампред запрещенного Меджлиса Нариман Джелялов сообщил “Ъ”, что подал в суд аналогичное заявление. Он считает, что говорить о перспективах этого дела сложно: «За эти годы мы столкнулись с тем, что российские правоохранители и суды в политических делах жонглируют фактами. Отметают одни и оставляют лишь те, которые им выгодны». Господин Джелялов пояснил, что заявление подано через три месяца после решения суда ООН, так как были «технические сложности» при получении заверенных копий решения на английском и французском языках. Кроме того, Нариман Джелялов ожидал ответа «соответствующих органов России» на решение суда ООН.
По информации “Ъ”, прокуратура Крыма в связи с решением Международного суда ООН 10 июля обратилась в главное управление Минюста по Крыму и Севастополю с просьбой разъяснить решение ВС Крыма о запрете Меджлиса.
Председатель Госкомнаца Крыма Заур Смирнов сказал “Ъ”, что не может комментировать действия суда. Как один из сторонников запрета Меджлиса он сообщил, что в Крыму развернута целая группа «так называемых правозащитников», среди которых он назвал адвокатов Марка Фейгина, Николая Полозова. По словам господина Смирнова, они ведут активную работу по защите подследственных и обвиняемых по уголовным статьям членов Меджлиса и «Хизб ут-Тахрира» (организация признана в РФ и ряде западных стран террористической). «За их действиями стоят киевские власти и антироссийские организации, которые заинтересованы в формировании негативной повестки о Крыме и крымских татарах в западных СМИ»,— считает господин Смирнов.
Депутат Госдумы РФ от Крыма Руслан Бальбек сказал “Ъ”, что российское правосудие «не пересматривает свои решения по экстремистам и террористам». «Пусть в ООН “правозащитники” и адвокаты, подобные Полозову, хоть бумажную вьюгу поднимут из своих писанин»,— сказал депутат.