Обязательное техосуждение
Правоохранители забраковали седьмую часть автобусного парка Перми
Пермская полиция решила аннулировать регистрации более ста автобусов из 700 работающих на регулярных маршрутах города. Поводом для этого стала незаконная, по мнению УМВД по Перми, выдача технических документов о переоборудовании автобусов по повышению экологического класса. Перевозчики оспорили уведомление надзорного органа в арбитражном суде, который, в свою очередь, ввел обеспечительные меры на действия надзорного ведомства. И хотя автобусы продолжают работать, власти вновь подняли вопрос о возрождении муниципального автобусного парка, чтобы не зависеть от частных перевозчиков.
Городские власти вернулись к идее развития муниципального автобусного парка. Недавно с таким предложением к администрации обратились депутаты Пермской думы. Как сообщил „Ъ-Прикамье“ начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми (ДДиТ) Илья Денисов, рассматривается вариант увеличения подвижного состава. Пока в городе действует только один муниципальный автобусный маршрут (№62), на нем задействованы все восемь автобусов, которые находятся на балансе МУП «Пермгорэлектротранс». «В плане финансово-хозяйственной деятельности предприятия задача увеличивать количество автобусов не стоит. Но мы все чаще приходим к мысли, что, скорее всего, надо будет иметь надежного муниципального перевозчика для форс-мажорных обстоятельств, тем более, с переходом на новые положения ФЗ №220 об организации пассажирских перевозок. Поэтому было бы неплохо увеличить количество подвижного состава. В идеале неприкосновенный запас должен составлять порядка 100 единиц. Это хорошая конкуренция частному автотранспорту», — пояснил господин Денисов. Собеседник „Ъ-Прикамье“ отметил, что в этом случае муниципальные автобусы смогут обслуживать несколько маршрутов. При этом для пополнения автопарка, по его словам, потребуется приобретать автобусы в лизинг. «Пока эта идея находится в стадии обсуждения. Если возрождать муниципальный автопарк, нужно вкладывать серьезные средства — около 1 млрд руб., из расчета, что каждая единица стоит 8–9 млн руб.», — добавил Илья Денисов.
Напомним, до 2004 года в Перми действовало МУП «Пассажиравтотранс», которое обслуживало автобусные маршруты. Но затем по инициативе городских властей МУП было ликвидировано, а все маршруты были отданы частным предпринимателям. После ряда демаршей перевозчиков городские власти не раз возвращались к теме возрождения муниципального автопарка, а в 2009-м даже закупили для «Пермгорэлектротранса» автобусы. Большинство из них по-прежнему обслуживаются частными предпринимателями. Договоры с ними заключены в 2015 году по результатам конкурсных процедур. Основными параметрами были: средний срок эксплуатации транспортных средств (ТС), удельный вес ТС с низким расположением пола, средний экологический класс ТС и количество автобусов, работающих на газу.
Как стало известно „Ъ-Прикамье“, причиной для обсуждения муниципального автобусного парка стали проблемы с действующими перевозчиками. УМВД по городу Перми приняло решение об аннулировании регистрации автобусов, курсирующих на регулярных маршрутах города. По данным „Ъ-Прикамье“, претензии правоохранительных органов возникли более чем к 100 единицам техники, у которых в результате переоборудования был повышен экологический класс. Перевозчики, в свою очередь, подали иски в Арбитражный суд Пермского края о признании уведомлений недействительными. Всего в картотеке суда значится семь исков к УМВД по городу Перми от перевозчиков Олега Новоселова, Петра Белозерова, Сергея Полежаева, ООО «НП МАНСИТИ», Александра Богданова, Александра Антипова, Владислава Якушева.
Как говорится в материалах дела, пермское УМВД направило перевозчикам уведомления, в которых указало на незаконность выдачи технических документов о переоборудовании автобусов по повышению экологического класса НИИ «ЭВМАШ», не имеющим аккредитации на проведение соответствующих работ. Ведомство предлагало перевозчикам в 10-дневный срок представить свидетельство о соответствии транспортных средств (с приложением списка) с внесенными в их конструкции изменениями требований безопасности, повышающими экологический класс не ниже стандарта Евро-4, и провести перерегистрацию транспортных средств. Также в уведомлениях было указано, что в случае невыполнения требований, регистрация ТС будет аннулирована. Перевозчики с этим не согласились и обратились в суд, требуя ввести обеспечительные меры. Аннулирование регистрации транспортных средств, по мнению предпринимателей, повлечет невозможность использования этих автобусов для перевозок пассажиров по маршрутам и расторжение договоров ДДиТ. Как рассказал Илья Денисов, оснований для расторжения договоров с перевозчиками и каких-либо уведомлений от правоохранительных органов департамент пока не получал, поэтому все автобусы продолжают работать в прежнем режиме.
Председатель комитета по городскому хозяйству гордумы Вячеслав Григорьев не возражает, если автобусными перевозками в Перми займется муниципальное предприятие — при условии, что оно будет конкурентоспособно. Депутат напомнил, что в 2009 году у мэрии были сложности с частными перевозчиками, которые бастовали. Он также напомнил, что частные перевозчики получают дотации из бюджета за перевозку льготников, но поскольку электронная система учета пассажиропотока до сих пор не введена, «мы точно не знаем, сколько возим». «Если МУП позволит избежать этих трат и будет конкурентоспособно, почему нет?» — полагает господин Григорьев.
«Перевозчики нашего партнерства поддерживают эту идею. Если появится муниципальный перевозчик, город начнет понимать, сколько на самом деле стоят перевозки», — говорит Михаил Ухватов.