Будущих водителей научат протокольному поведению
В автошколах расскажут, как быть при мелкой аварии
Правила оформления мелких аварий без участия инспекторов ГИБДД будут изучать в автошколах. Соответствующий приказ подготовили в Минобрнауки по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Мнения экспертов разделились: одни поддержали нововведения, другие называют их бесполезными.
Проект приказа Минобрнауки, вносящий изменения в программы профессиональной подготовки водителей, опубликован на портале нормативных правовых актов. Из документа следует, что кандидаты в водители будут изучать новую область — особенности оформления аварий в рамках европротокола. Предполагается, что изучение этой темы войдет в базовый цикл «теории».
Напомним, европротокол — возможность, не ожидая приезда ГИБДД, оформить аварию без пострадавших с ущербом до 50 тыс. руб. Количество оформляемых таким образом происшествий в последние годы растет, в целом по стране доля европротокола составляет, по данным ГИБДД, 40%. За пять месяцев 2017 года 208 тыс. автовладельцев воспользовались такой возможностью.
Подробного описания процесса обучения в проекте приказа не приводится. Основную сложность для водителей представляет процедура оформления извещения о ДТП, которое впоследствии поступает в страховую компанию,— нужно правильно заполнить несколько десятков пунктов документа и грамотно составить схему аварии. Кроме того, у водителей не должно быть разногласий по поводу обстоятельств происшествия. Если извещение заполнено неправильно, страховщик вправе отказать в выплате ущерба.
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева поддержала изменения: «Европротокол изучается и сейчас в рамках общего курса правил дорожного движения, но принято решение выделить эту тему». По ее словам, количество часов обучения «теории» не изменится — 134 часа для категории B. «Все это бесполезно, знания эти быстро забудутся, потому что среднестатистический водитель попадает в аварии крайне редко,— считает координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Новички же, как правило, страхуют машины по каско — требуется вызов инспектора в любом случае. Надо упрощать европротокол, а не заставлять людей зазубривать процедуру».
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс обратил внимание на еще одно нововведение: будущие водители будут изучать «устройство вызова экстренных оперативных служб», которым оснащаются многие современные машины. Между тем, говорит господин Юргенс, корректно было записать изучение «технических средств контроля» — устройств с более богатым функционалом (они упоминаются и в законе об ОСАГО). «Подготовлены национальные стандарты по техническим средствам контроля, предусматривающие объединение в одной “коробочке” двух функционалов: регистрации сравнительно небольших ДТП для урегулирования страховых случаев в рамках процедуры европротокола и вызова экстренных служб при крупных авариях,— пояснил он.— Именно у таких устройств наилучшие перспективы».
Отметим, что развитие европротокола активно поддерживают в ГИБДД. «Данная процедура очень успешна, тем более что сегодня большая часть страховых компаний разъясняет, как правильно оформлять ДТП без участия сотрудников полиции»,— заявил во вторник глава Госавтоинспекции Михаил Черников. Отметим, что в ряде регионов после сокращения штата МВД оказалось всего несколько инспекторов, ответственных за большую территорию, в итоге оформление аварий отнимает много времени. Развитием европротокола активно занимаются и столичные власти: московский Центр организации дорожного движения в конце мая запустил специальную службу «Дорожный патруль», сотрудники которой курсируют по улицам и помогают в том числе оформлять ДТП, однако справку об аварии, если это необходимо, выдать не могут.
Тем временем власти планируют совершенствовать процедуру европротокола: соответствующий законопроект, подготовленный Минфином, уже одобрен правительством и будет рассмотрен Госдумой, вероятно, уже в осеннюю сессию (“Ъ” сообщал об этом 4 июля). Планируется увеличение лимита ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. руб., а также введение возможности оформить аварию европротоколом, даже если у водителей есть разногласия по поводу обстоятельств происшествия.