Деньги банка списали на сварщиков и таксистов
Бывшая банкирша и ее сообщники получили сроки без штрафов
Как стало известно “Ъ”, Дорогомиловский райсуд Москвы приговорил к трем с половиной годам колонии бывшего заместителя председателя правления Росбизнесбанка и экс-председателя правления Рента-банка 61-летнюю Людмилу Лепко. Она, а также трое ее сообщников, получивших от двух до трех лет лишения свободы, признаны виновными в хищении у Рента-банка более 70 млн руб. Сами подсудимые своей вины не признали, но в случае вынесения им обвинительного приговора просили не лишать их свободы.
Как установил суд, преступную группу председатель правления Рента-банка Людмила Лепко организовала весной 2009 года. В нее она привлекла бизнесменов Алексея Исакова, Елену Константинову и Сергея Костынича, которые были связаны друг с другом родственными узами. Разработанный госпожой Лепко план, говорится в приговоре, предусматривал «совершение ряда сложных завуалированных действий, на первый взгляд носящих законный характер, а по сути являющихся этапами общего преступного умысла, направленного на хищение денежных средств банка». Махинации заключались в выдаче кредитов организациям, подконтрольным сообщникам, а также организациям, имеющим признаки фиктивности. А чтобы схема не вызывала подозрений, участники преступной группы, говорится в деле, использовали организации, которые ранее уже обслуживались в Рента-банке. Среди них были ООО «Русторг», ООО «Интэркор», ООО «Оптторгпродукт», ООО «Универсалгрупп», ООО «ФЛ Ложистик» и ООО «Торгсин-столица». Далее от имени ничего не подозревавших директоров этих фирм мошенники по указанию Людмилы Лепко изготавливали пакеты поддельных документов, необходимых для получения кредитов. Так, говорится в материалах дела, Алексей Исаков действовал от имени ООО «Универсалгрупп» и ООО «Оптторггрупп», Елена Константинова — от имени ООО «Торгсин-столица», а Сергей Костынич — от имени ООО «ФЛ Ложистик».
После того как документы оказывались в банке, госпожа Лепко, как говорится в приговоре, «используя свое служебное положение, давала указание сотрудникам банка, не осведомленным о преступном умысле соучастников, изготовить акты о проверке наличия у фирм товаров в обороте, профессиональное суждение об уровне кредитного риска по ссуде, протоколы заседания кредитного комитета банка» и т. п. Практически все заемщики оставляли в залог банку продукты питания, которые якобы хранились на соседнем со зданием банка складе. На самом же деле, как установило следствие, никаких продуктов там не было.
После того как обманутые сотрудники Рента-банка передавали Людмиле Лепко документы, та подписывала кредитный договор, и деньги поступали на счета заемщиков. Оттуда они уходили в фирмы-однодневки — ООО «Регион-77», ООО «Фуд Сервис», ООО «Монарх» и др. Как установили следствие и суд, значившиеся их директорами люди были зарегистрированы в Ростовской, Брянской и Тульской областях и работали кто сварщиком, кто таксистом. В общей сложности таким образом из Рента-банка было похищено более 70 млн руб. Фигурантам дела предъявили обвинение в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Своей вины в инкриминируемых деяниях никто из подсудимых не признал. Госпожа Лепко в своих показаниях утверждала, что все ее действия «были направлены на развитие банка», а за время работы в Рента-банке «в период с 2003 по 2009 год процентный доход от предоставленных кредитов увеличился на 392%». Начавшиеся же в августе 2009 года проблемы с возвратом кредитов подсудимая Лепко связала с «последствиями мирового экономического кризиса», отразившегося на бизнесе заемщиков.
Запрошенный гособвинителем срок — четыре с половиной года лишения свободы — Людмила Лепко назвала чрезмерно суровым, указав на свои семейные и материальные проблемы (из Росбизнесбанка в связи с уголовным преследованием ей пришлось уволиться). В итоге она получила ровно на год меньше запрошенного гособвинителем срока. Остальные подсудимые также просили суд учесть их плохое состояние здоровья и тяжелое материальное положение. При этом подсудимые просили, если суд все же обнаружит в их действиях состав преступления, не наказывать строго. Например, господин Исаков, для которого прокурор так же, как и для Людмилы Лепко, требовал четыре с половиной года колонии, был согласен на условный срок. Однако получил он три года колонии общего режима. Елену Константинову суд приговорил к двум с половиной годам лишения свободы, а Сергея Костынича — к двум. Отметим, что послабление подсудимым суд все же сделал: учитывая возраст и состояние их здоровья, счел нецелесообразным назначать им дополнительное наказание в виде штрафа. Заявленный потерпевшими иск Дорогомиловский райсуд переадресовал гражданскому суду. Поскольку все подсудимые во время процесса находились под подпиской о невыезде, под стражу их взяли прямо в зале суда.