Организаторов «групп смерти» приравнивают к убийцам

Госдума ужесточает сроки за склонение к суициду

Госдума приняла в первом чтении поправки к Уголовному кодекс (УК) РФ, серьезно ужесточающие наказание за склонение к совершению самоубийства, в том числе через так называемые группы смерти в соцсетях. Если сейчас за доведение до суицида несовершеннолетних грозят восьмилетние сроки заключения, то депутаты предлагают поднять максимальную планку наказаний до 15 лет: таким образом, виновных фактически приравнивают к убийцам.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Проект поправок к УК РФ был внесен в Госдуму главой парламентской фракции единороссов Владимиром Васильевым, главой думского комитета по безопасности Василием Пискаревым и его первым заместителем Эрнестом Валеевым. Депутаты предложили ужесточить ответственность за склонение к совершению самоубийства, в том числе через так называемые группы смерти. Примечательно, что две новые статьи — 110.1 (о склонении к совершению самоубийства) и 110.2 (об организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства) УК РФ — появились в законодательстве лишь около месяца назад. Так, 7 июня вступил в силу закон, разработанный депутатом Госдумы Ириной Яровой, по которому лицам, склоняющим к самоубийству, грозили тюремные сроки до семи лет лишения свободы, а за доведение до самоубийства несовершеннолетних — от пяти до восьми лет заключения.

Между тем господин Васильев и его коллеги-депутаты уже через месяц решили ужесточить ответственность за эти нарушения и ввести в законодательство новые составы правонарушений, сочтя нынешние наказания «несоразмерными их тяжести и общественной опасности». Необходимость правки УК РФ поясняется и тем, что жертвами посягательств в основном становятся «несовершеннолетние с неокрепшей психикой». Так, за склонение к самоубийству или содействие ему с помощью советов, уговоров или обмана в том случае, если это повлекло суицид или покушение на него (п. 4 ст. 110.1 УК РФ), депутаты предлагают карать лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (сейчас в кодексе за это предусмотрено максимальное пятилетнее заключение). В случае если жертвой суицида или покушения на него стали несовершеннолетние лица или беременные женщины (п. 5 ст. 110.1 УК РФ), наказывать, по мнению парламентариев, следует на срок от шести до двенадцати лет (сейчас — до шести лет). Причем авторы законопроекта предлагают дополнить список жертв в этом случае еще и гражданами в «беспомощном состоянии либо материальной зависимости от виновного». При двух и более жертвах суицида в этих обстоятельствах сроки составят уже восьми до пятнадцати лет. Ранее такой состав преступления в ст. 110.1 в УК РФ вообще не фигурировал: в пояснительной записке к проекту говорится, что это наказание «соразмерно ответственности за убийство». Соавтор законопроекта депутат Пискарев прямо сказал, что его целью является перевод преступлений в сфере суицидов «из разряда средней тяжести в особо тяжкие». Жестче депутаты предлагают карать и за «организацию деятельности» по побуждению к суициду (по ст. 110.2 УК РФ). Если сейчас администраторам «групп смерти» в интернете грозит до шести лет тюремного заключения, то по новому законопроекту — уже от пяти до пятнадцати лет.

Примечательно, что нынешние депутатские поправки широко не обсуждались, а по вступившему в силу месяц назад закону Ирины Яровой еще не сформирована судебная практика. Так, по статистике Следственного комитета РФ, в 2016 году в результате самоубийств погибли 720 несовершеннолетних, а за последние три года совершили суицид 2,2 тыс. детей. Однако единственным осужденным по новым правилам можно считать администратора так называемых групп смерти Филиппа Будейкина. Тобольский районный суд Тюменской области накануне приговорил его к трем годам и четырем месяцам колонии по новой редакции ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства).

Тем не менее поправки были приняты стремительно. Так, 17 июля законопроект был внесен в Госдуму, на следующий день одобрен профильным комитетом по законодательству, а в среду документ уже приняли в первом чтении. Причем глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников дал понять, что окончательно закон может быть принят Госдумой уже 21 июля, до конца весенней сессии.

Александр Воронов


Какие новые способы защиты детей от опасного контента в интернете ищут власти

Существующий подход к интернет-безопасности и профилактике суицидов среди детей нужно пересмотреть, заявили в конце марта представители Госдумы и Министерства образования и науки РФ. Такой вывод прозвучал в ходе обсуждения разными ведомствами проблемы негативного влияния интернета на детей и подростков. Эксперты тогда предложили подумать об изменениях в школьной программе и работе со взрослыми — родителями и учителями. Читайте подробнее

Почему «Синие киты» оказались страшнее «Исламского государства»

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в марте публично объявил о существовании в России целой подпольной сети — «страшнее, чем ИГИЛ». На экстренном заседании совета безопасности региона выяснилось, что речь идет о «синих китах» — так называемых группах смерти в интернете, которые якобы подталкивают подростков к совершению самоубийства. Губернатор рассказал, что эта подпольная организация платит за каждую детскую смерть, «а за одаренных детей платит вдвойне». Читайте подробнее

Вся лента