Письма из прошлого
Сколько стоят на торгах рукописи политических деятелей
На торги в Москве выставлены мемуары Леонида Брежнева с автографом и сопроводительным письмом, а также документы за подписью соратника Владимира Ленина Льва Каменева. О том, сколько стоят оригиналы и подделки рукописей генеральных секретарей, президентов и политических деятелей на аукционах — в материале Аэлиты Курмуковой.
Рукописи не горят, а ждут своего часа — на аукционы попадают редко, по крайней мере, те, что имеют историческую ценность и секретность. Такие документы хранятся в госархиве. А вот письма и автографы вождей, генсеков, президентов, политических деятелей иногда можно найти на торгах. В четверг в Москве выставили мемуары Леонида Ильича Брежнева «Малая земля» с его автографом.
Лот этот достаточно редкий, рассказывает директор «Дома антикварной книги в Никитском» Оксана Хвоенко: «На титульном листе книги написано: «Делегату 26-го съезда КПСС Тамаре Васильевне Быченок на добрую память. С уважением, Брежнев. 5 марта 1981 года». Необычен этот лот тем, что он сопровождается еще письмом Брежнева в конверте: «Уважаемая Тамара Васильевна! Посылаю Вам дорогой для меня сувенир «Малая земля» на добрую память. Если у Вас появится желание и найдется время, буду рад вашему ответу. Писать мне просто: Москва Кремль, приемная генерального секретаря». Адресат известен — Тамара Васильевна Быченок, она жила в Киеве, была швеей-мотористкой киевской швейной фабрики им. Смирнова-Ласточкина, и делегатом съезда она стала неслучайно — изобрела какой-то новый способ в ткачестве, который даже назван ее именем. Брежнев, кроме того, что подписал ей книгу как делегату съезда, еще и сопроводил эту книгу письмом, лично написал ей письмо».
По словам Хвоенко, мемуары с автографом Брежнева выставила семья швеи-мотористки Тамары Быченок, начальная цена — 35 тыс. руб. Но, как показывает практика, такие лоты в десять раз превышают эстимейт.
На прошлой неделе Sotheby's продал рукописи Мао Цзедуна о литературе почти за $1 млн при оценке в $100 тыс. Если говорить о России, то рукописи Ленина, генсеков и президентов на аукционах найти практически невозможно — все документы, связанные с революцией 1917 года, находятся в Архиве социально-политической истории, и многое до сих пор не рассекречено, говорит экс-директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук Андрей Сахаров: «Сегодня на рынках раритетные вещи — либо фальсификации, либо выдаются за таковые и не представляют собой действительно ценности, потому что истинные документы, за которыми скрываются намерения вождей не только периода советского, но и вообще руководителей как таковых, являются тайной личной и государственной».
Тем не менее, исторические документы пытаются продать их владельцы, предлагая их аукционным домам, причем даже не проверяя информацию, в то время, как подлинники хранятся в госархиве, говорят эксперты. Особый интерес у коллекционеров вызывает «тайный архив» Владимира Ильича Ленина, который якобы один из его соратников спрятал — вернее, зарыл — на Алтае. Его ищут почти сто лет. 10 лет назад следы «чемодана Фрея», названного одним из псевдонимов вождя русской революции, нашли и снова потеряли. Если архив обнаружат, он скорее попадет в частную коллекцию, говорят аукционисты.
В Архиве социально-политической истории России не смогли оперативно прокомментировать, существовал ли «чемодан» на самом деле. Все открытия о Ленине за последние четверть века — неправда, считает директор Историко-мемориального музея «Смольный» Николай Третьяков: «Документы о его еврейско-шведско-немецком происхождении – в ЦК КПСС считали, что не всем это нужно знать. И вот этот вот чемодан с документами — почему же раньше-то не нашли? И все его почеркушки, заметки… Нет и никогда не было ленинских вещей, были только копии, в том числе и в музеях».
Государственные музеи редко участвуют в аукционах: бюджет верстается заранее и не предусматривает спонтанных покупок. Хотя, как говорят галеристы, иногда покупатели идут навстречу госучреждениям. Так, музей Булгакова смог уговорить владельца рукописей автора «Мастера и Маргариты» придержать их на два месяца, пока искали спонсоров.
Самая дорогая рукопись, проданная на аукционе в XXI веке — правила баскетбола от создателя игры Джеймса Нейсмита. Документ на двух листах ушел с молотка на Sotheby’s почти за $4,5 млн.