На те же грабли

Перекинется ли американский автокризис на другие страны

Американцы снова набрали необеспеченных кредитов – на этот раз на автомобили. Наблюдатели опасаются роста новой пирамиды, как та, что привела к ипотечному кризису в США, а после – и к мировому финансовому. Перекинется ли автокризис на другие страны? Выясняла Татьяна Гомозова.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ  /  купить фото

Спустя десять лет после ипотечного кризиса – США грозит новый. Схема – такая же, но теперь уже на автомобильном рынке, предупреждает Bloomberg. Если пустить дело на самотек, последствия вновь ощутит весь мир.

В 2007 году американские банки выдавали гражданам необеспеченные кредиты на жилье, упаковывали их в облигации для продажи другим банкам, которые и сами ими торговали. Когда выяснилось, что многие американцы на самом деле просто не могут платить за свои новые дома, а банки не могут платить по облигациям, вся банковская система оказалась на грани краха. Правительству пришлось выкупать такие бумаги за счет Федеральной резервной системы.

Эта схема стала известна как «пирамида сабпрайма» – от subprime bonds, субстандартные облигации. Подобное происходит и на авторынке, где высокорисковые кредиты – обычное дело для Америки. Но сейчас там настоящий бум: если в 2009 году было продано автомобильных сабпрайм-облигаций на $2,5 млрд, то в 2016 году – уже на $26 млрд. Число девяностодневных просрочек по автозаймам приблизилось к 4% и стабильно растет.

В не очень честной игре уже заподозрили банк Santander. По данным агентства Moody's, он подтвердил надежность лишь 8% заемщиков, чьи долги потом были упакованы в облигации на $1 млрд. Такие риски несвойственны отрасли, пояснил корреспондент Bloomberg Мэтт Скулли: «Moody's проверила их конкурента – американское подразделение General Motors Financial. И они обычно подтверждают обеспечение займа в 64% случаев. Этот рынок меньше ипотечного, но он играет значительную роль в экономике. Сейчас объем займов домохозяйств приближается к уровню, которого мы не видели лет десять. Доля студенческих и автомобильных кредитов гораздо больше, чем тогда, а ипотечных – меньше».

В Santander говорят, что отказались работать с сотнями автодилеров, которые уговаривают людей купить дорогие машины. Настолько дорогие, что те не могут выплатить даже первый взнос. Местные власти обвиняют сам банк в стимуляции таких продаж. Santander уже согласился выплатить $25 млн по претензиями штатов Делавэр и Массачусетс.

Проблемы с автомобильными кредитами в Штатах действительно есть, да и не только с автомобильными. Объем займов домохозяйств превышает $12 трлн, а просрочки платежей последние полгода растут. Но нового масштабного кризиса регуляторы в этот раз не допустят, уверен экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Олег Богданов: «Да, здесь могут быть проблемы, если будут расти просрочки. В Соединенных Штатах так и происходит. Это относится и к автокредитам, и к студенческим кредитам. Но даже если бы это был риск в районе $5 трлн, то американский Федеральная резервная система возьмет эту проблему на себя, если она будут серьезно угрожать экономике. Тогда никаких последствий для реальной экономики не будет».

Возможно, ситуация не обойдется без вмешательства ФРС. Продажи автомобилей в Штатах падают с начала года. Одни только General Motors, Ford и Fiat Chrysler потеряли в июне от 4,7% до 7,4% покупателей. Если падение продолжится, а банки опомнятся, то, возможно, помогать придется уже автопрому. Но угроза для мировой экономики, пожалуй, все-таки преувеличена.

В России, по данным Объединенного кредитного бюро на май, количество автокредитов выросло на 19%. А объем выданных займов вырос на 30% – до $19 млрд/ Средний размер автокредита составил 780 тыс. руб.

Картина дня

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...